Страшно открыть рот: как обрести уверенность и продать свою экспертизу
Самопрезентация онлайн и офлайн
Факт 1: уверенность — это социальное явление. Можно выглядеть уверенно в закрытой комнате, но зачем? Важно, чтобы люди заметили настрой и выдали ответную реакцию: поздоровались, сделали комплимент или заговорили о совместных проектах.
Цель всегда связана с социумом, поэтому главная задача самопрезентации — привлечь внимание.
Факт 2: окружающие считывают уверенность по внешности. Это особенность восприятия. Мы оцениваем человека визуально, и только потом решаем, стоит ли начинать с ним коммуникацию.
Самопрезентация должна опираться на оба факта и подстраиваться как под онлайн-, так и под офлайн-пространство. Это разные точки контакта, через которые можно демонстрировать уверенность. Но у них есть и общие черты.
И при онлайн-, и при офлайн-презентации важны голос и речь спикера. Некоторые люди прекрасно себя чувствуют с высоким, тонким голосом. Но уверенность чаще ассоциируется с голосом на опоре — он ниже, спокойнее и размереннее, и ему невозможно не поверить.
Чтобы резко не переходить от темы к теме и не обрывать презентацию на полуслове, нужно вырабатывать структурную, логичную и емкую речь. Для этого к выступлению нужно готовиться заранее — в этом может помочь тренер по ораторскому искусству.
Что важно при офлайн-презентации
Внешний вид. Образ должен быть органичным как для самого человека, так и для аудитории. Важно не выглядеть при этом вычурно. Если надо привлечь внимание, можно сделать ставку на цвет, форму или фактуру, но не на все сразу.
Розовое платье из парчи в форме фламинго — экстремальный вариант. А вот отдельно парчовая блуза, розовые туфли или интересная запонка могут стать отличными акцентами.
Аромат. Ключевое правило: его не должно быть много. Если аромат вам подходит, то достаточно пары капель духов, чтобы произвести впечатление.
Язык тела: походка, стать и жесты. Когда человек часто поправляет волосы, заламывает руки, кусает губы или ходит из угла в угол — он сигнализирует окружающим о своей неуверенности.
Эти факторы важны и в онлайн-пространстве, но к живым выступлениям нужен особый уровень подготовки. Там эксперта рассматривают в полный рост, со всех ракурсов и без фильтров.
Что важно при онлайн-презентации
Для успешной видеопрезентации существуют всего два простых правила.
Следите за качеством визуала. Речь идет не о фотошопе, а о хорошем свете, фоне, чистой картинке без «зерен» и адекватной резкости.
Не забывайте про звук. Люди по ту сторону экрана должны хорошо вас слышать — без лишнего шума и искажений. Это влияет на восприятие речи.
Выбирайте естественные позы. Лучше раскрывать плечи, стоять твердо на двух ногах и занимать больше пространства на фото- и видеосъемке, чем повторять заученные позы. Скованность считывается аудиторией как неуверенность спикера в том, что он транслирует.
Личный бренд эксперта
Когда дело доходит до личного бренда, многие пытаются быть лайфстайл-блогерами, но терпят неудачу. Получается неестественный, пластиковый образ, который не демонстрирует уверенность в себе.
Классическому предпринимателю некомфортно ежедневно снимать контент и каждый раз эмоционально в него включаться. Его мысли заняты бизнесом. Поэтому стратегия создания личного бренда должна соответствовать его образу жизни, мышлению и окружению.
Личный бренд лучше строить на основе экспертизы и рассказывать только о том, в чем вы действительно разбираетесь как профессионал.
Как стать экспертом в глазах окружающих
Эксперт — это человек с очерченной специализацией, большим опытом и базой кейсов. Этот статус может обрести и наемный сотрудник, и предприниматель.
Чтобы сформировать личный бренд вокруг экспертизы и создать уверенный образ, важно транслировать в мир два ключевых сообщения.
«Я решил задачи своих клиентов — посмотрите на кейсы. Поэтому я могу гарантировать вам результат». Так эксперт завоевывает доверие своим ценным и подтвержденным опытом. Клиенты захотят прийти со своей задачей к тому, кто решал подобное много раз.
«У меня были вот такие ошибки, но моя экспертиза растет, и теперь я их не совершаю». Это про опыт, за который люди готовы платить.
80% контента в экспертном блоке необходимо посвящать работе, и только 15–20% — личности.
Как упаковать бизнес-кейс
Кейс — это демонстрация достижений. Продающий бизнес-кейс формируется в несколько этапов.
Зафиксируйте точку А. Какую проблему вы решали, и почему она возникла?
Продемонстрируйте путь из точки А в точку Б. Какие инструменты вы использовали? Какие активности повлияли на результат? С какими барьерами вы сталкивались и как их преодолевали? Почему так, а не иначе?
Подкрепите слова цифрами и визуалом. Цифры лучше воспринимаются аудиторией. Если вы занимаетесь ремонтом — сделайте фотографии квартиры до, после и в процессе работы. Если у вас маркетинговое агентство — расскажите, как изменились ROMI, ROI, CR и прочие метрики после проведения кампании. Отразите показатели на графике.
Зафиксируйте точку Б. К какому результату удалось прийти? Доволен ли клиент?
Когда соберете успешные кейсы, добавьте к ним истории о провалах.
Контент в духе «как я потерял 10 миллионов рублей» или «мое самое неудачное резюме» вызывает высокое вовлечение. Таким образом вы отбираете оружие у хейтеров. Нельзя разоблачить того, кто сам рассказывает про свои ошибки, а заодно шутит, рефлексирует и делится выводами. Кроме того, проблемные кейсы демонстрируют заботу об аудитории.
Но как освещать провалы, если контент будут слушать или читать текущие клиенты? Чтобы избежать репутационных рисков, делитесь проблемами, которые уже в прошлом. Расскажите, как некоторое время назад вы столкнулись с задачей, решили ее и сделали выводы. Демонстрируйте таким образом опыт, гибкость и уверенность в себе.
Преодоление синдрома самозванца
Синдром самозванца нельзя проработать за четко определенное время. Это не стиль, не контент в соцсетях и не бизнес-кейс. Это долгосрочная работа над собой.
Мысль «лучше помолчу, чтобы не позориться» — это один из маркеров синдрома самозванца. Кто-то боится публичных выступлений, кто-то замыкается в кругу друзей и коллег, а кто-то чувствует себя неуверенно в любом обществе.
Как избавиться от синдрома самозванца
Работа с коучем. Даже простая возможность открыто говорить о себе специалисту и видеть его искреннюю заинтересованность формирует уверенность в себе. Просто быть собой и управлять своей жизнью уже достаточно, чтобы получать удовольствие от общения с людьми.
Признание экспертизы и достижений. Если вы думаете, что ничего не добились, вспомните, все свои достижения после окончания школы. Какое образование получили? Где и с кем поработали? Какие проекты запустили? Сколько денег заработали, активов накопили, кейсов упаковали?
Если вы находитесь не в нулевой точке, то уже можете быть экспертом в определенной области. Даже то, что кажется вам банальным, неинтересным и общеизвестным, может стать ценным опытом для конкретной аудитории.
Искренность. Работа над собой не должна превращаться в создание искусственного образа, который вместо вас ходит на мероприятия, ведет соцсети и создает личный бренд. Быть настоящим — это прямой путь к уверенности. Полностью реализовать потенциал можно только на своем месте.
