Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Как показать руководителю, что вы достойны большего: эффективные техники

Тихая речь, суетливость, зажатость — из-за этих признаков руководитель, коллеги и подчиненные могут усомниться в вашем профессионализме. Как выявить у себя сигналы неуверенности и избавиться от них — эксперт по технике речи Дарья Кировская («Нетология»)
Фото: Wosunan Photostory / Ingram Images / Global Look
Фото: Wosunan Photostory / Ingram Images / Global Look

Многие из нас встречали харизматичных коллег, к которым прислушивались из-за их веселого характера и оптимистичного подхода к работе.

Такой тип сотрудников отличает уверенность в себе и внешняя невозмутимость в любых обстоятельствах. Секрет их лидерства — в атмосфере спокойствия и профессионализма, которую они создают вокруг себя. Уверенность заразна — людям нравится находиться рядом с теми, кто контролирует ситуацию и всегда знает, что делать.

А вот неуверенный в себе человек производит впечатление неопытного специалиста. В таком случае велик риск того, что с ним не будут взаимодействовать на равных. Это препятствует как успешному выполнению задач на текущей позиции, так и профессиональному росту. А если неуверенность проявляет руководитель, то это снижает продуктивность всей команды.

Какие сигналы выдают неуверенность

Неуверенность, как правило, распознают по нескольким основным сигналам.

  • Тихая речь говорит о том, что человек боится высказываться или думает, что его будут слушать невнимательно.
  • Сжатый голос может указывать на нервозность или неуверенность.
  • Суетливость и сбитое дыхание.
  • Потупленный взгляд или желание избежать зрительного контакта.
  • Зажатость в теле — когда человек старается не делать лишних движений.

Даже если самый опытный специалист посылает такие сигналы, коллеги будут сомневаться в его профессионализме. Поручения подобного руководителя сотрудники выполнят без желания и мотивации или не выполнят совсем.

Как преодолеть неуверенность

Чтобы выглядеть увереннее в глазах команды, в первую очередь важно научиться отказывать людям, если вы не хотите или не можете выполнить их просьбы. Так вы прочувствуете собственные границы, а затем начнете и отстаивать их, не испытывая при этом чувства вины. Как этого достичь?

Осознайте, что вы находитесь в равноправной коммуникации с коллегами и даже руководителем. Вы отдаете им свои компетенции и время в определенном объеме, о котором договорились заранее. У вас есть полное право отказать тем, кто ждет от вас большего, или просить компенсацию за переработки.

Если вам будет сложно изменить привычную коммуникацию, то попробуйте позицию «отстаивание границ» заменить на позицию «защита своих интересов». Она звучит менее конфликтно, и в нее легче встраивается концепция сохранения хороших отношений с коллегами.

В большинстве случаев люди не пытаются нарушать чужие границы намеренно. Они сосредоточены на своих проблемах и не задумываются о том, что их поведение может доставлять неудобство окружающим.

Как правильно проявлять гнев, чтобы не навредить своей карьере
Образование
Фото:Mathias Kniepeiss / Getty Images

В подобных ситуациях начинать общение с нарушителем границ лучше с уточняющих вопросов. Они помогут вам понять точку зрения собеседника. Такой подход позволит избежать недопонимания и найти компромиссный выход из назревающего конфликта.

К примеру, если рабочий день в компании официально заканчивается в 19 часов, но начальник отдела постоянно просит сотрудников задерживаться — это нарушение границ, которое можно предотвратить с помощью рационального диалога.

В этом случае вместо пространных объяснений стоит просто сказать: «Я работаю до семи вечера, но мы можем обговорить сверхурочную работу и ее оплату завтра». При этом ваш голос должен выражать серьезность намерений и звучать уверенно.

Как демонстрировать уверенность голосом

Серьезность и уверенность отлично считываются окружающими через вашу речь. При общении с коллегами используйте короткие и четкие речевые конструкции, избегайте оправданий.

Когда вам важно отстоять свою позицию, старайтесь говорить низким тоном. Он продемонстрирует коллегам вашу бескомпромиссную позицию. Такой голос подсознательно ассоциируется с рассудительным и серьезным человеком.

Быстрый темп речи — это признак неуверенности. Если во время разговора вы тараторите, то собеседник может отключиться и воспринять сказанное как белый шум. Это значительно снижает эффективность коммуникации и подрывает ваш авторитет в глазах коллег.

Чтобы научиться отстаивать свои границы на работе, важно не забывать о них и в других сферах жизни. Можно начать с чего-то простого. Например, с просьбы выключить музыку в такси или заменить холодный кофе в ресторане. Так вы постепенно научитесь защищать свои интересы в любых ситуациях и начнете делать это автоматически.

Работайте над невербальной коммуникацией

Психолог из Израиля Тувья Т. Амсель провел исследование и выяснил, что 55% информации люди воспринимают через язык тела.

Эволюционно невербальные сигналы появились раньше, чем вербальные. Поэтому они воспринимаются на интуитивном уровне и считываются сразу. Среди таких способов проявления уверенности — зрительный контакт и улыбка. Люди, которые улыбаются, подсознательно вызывают симпатию и располагают к себе.

В стрессовых ситуациях первая физиологическая реакция — это скованность тела и голоса. Чтобы избежать подобных проявлений неуверенности, дайте себе время — сделайте глубокий вдох и медленно выдохните. Лишние две секунды не повлияют на разговор, но помогут снизить уровень стресса и напряжения и продолжить коммуникацию с холодной головой.

Как стать уверенным и не изменить себе

Серьезность в работе — это положительная черта ответственного сотрудника. Но это не единственная характеристика, которая определяет вас как специалиста. Чрезмерное желание производить впечатление строгого и жесткого человека становится заметно и отталкивает окружающих.

Важно не только демонстрировать свой профессионализм, но и быть внимательным к подчиненным. Умение выражать признательность за хорошо выполненную работу не только способствует созданию позитивной атмосферы, но и определяет вас как уверенного руководителя.

Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Образование
Фото:Midjourney

Но важнее всего в любой ситуации оставаться собой. Неважно, шутите вы постоянно или, наоборот, всегда остаетесь серьезным, прямота и откровенность будут вызывать у коллег уважение.

Создание искусственного образа приведет к тому, что сотрудники начнут сомневаться в вашей искренности и перестанут доверять. Помните: вы работаете с живыми людьми, у которых развита интуиция, есть собственные эмоции, и они рассчитывают на честность с вашей стороны.

Людей привлекает уверенность в себе и в собственной позиции. Оставить о себе подобное впечатление помогут три принципа.

Присутствие — будьте полностью вовлечены в разговор или задачу. Смотрите на собеседника и проявляйте внимание.

Спокойствие — во время разговора проявляйте выдержку и избегайте излишней суеты. Спокойствие и уверенность в себе передаются и другим.

Теплота — относитесь к людям благожелательно и с уважением. Это создает атмосферу доверия и взаимопонимания.

Важный аспект: даже если вы обладаете высокими профессиональными качествами и хорошими коммуникативными навыками, всегда остается вероятность того, что кто-то из коллег будет проявлять к вам скептицизм или предвзятость. В этом случае не ищите причину в себе. Ситуация может быть связана с личной неприязнью или завистью противоположной стороны.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 11 декабря
EUR ЦБ: 91,38 (+1,95)
Инвестиции, 06:09
Курс доллара на 11 декабря
USD ЦБ: 77,9 (+1,09)
Инвестиции, 06:09
Навроцкий удивился планам передачи Украине польских МиГ-29 Политика, 06:41
«Зумер» стало словом 2025 года по версии «Грамоты.ру» Общество, 06:30
Почему банки не снижают ставки по ипотеке и чаще отказывают в нейПодписка на РБК, 06:11
WSJ узнала о предложениях США по реинтеграции России в мировую экономику Политика, 05:37
В России назвали средний размер социальной пенсии в 2026 году Общество, 05:28
В родном городе Санты в Финляндии заметили рост военного присутствия НАТО Политика, 05:21
Росимущество объявило о несостоявшемся аукционе по компаниям Коломойского Политика, 05:02
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 05:02
Британия «неохотно» признала отправку десантников на Украину Политика, 04:44
Ким Чен Ын возложил цветы в память посла России в КНДР Мацегоры Политика, 04:26
Двое детей и трое взрослых погибли при пожаре в Якутии Общество, 04:02
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
Из-за ограничений в Шереметьево 16 рейсов ушли на запасные аэродромы Политика, 03:46
Шмыгаль назвал условия для проведения выборов на Украине Политика, 03:24