Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Как найти решение любой проблемы: 5 техник проведения мозговых штурмов

Часто над бизнес-проблемой ломает голову лишь один человек. А ведь у нее есть множество решений — от примитивных до гениальных. Как найти их в формате мозгового штурма, рассказывает Владимир Гладун, сооснователь компании-разработчика онлайн-досок sBoard
Фото: Ingram Images / Global Look Press
Фото: Ingram Images / Global Look Press

Брейншторм, или мозговой штурм — метод решения задач. Участники генерируют максимальное количество идей для решения задачи. К рассмотрению принимаются все идеи, даже самые необычные. Затем из всех вариантов выбираются те, что будут реализованы на практике.

При мозговом штурме будет полезно:

  • фасилитация с модератором, который ведет процесс,
  • строгий таймбокс (ограничение по времени),
  • четкая приоритизация.

Для генерации идей:

  • заранее обсудите правила,
  • разместите роли (модератор и секретарь),
  • подготовьте пространство — доску офлайн или онлайн.

Разберем пять наиболее востребованных техник проведения мозгового штурма.

Техники проведения мозгового штурма

1. SCAMPER

Это удобная техника мозгового штурма для продуктовых гипотез, улучшения процессов и поиска альтернатив.

SCAMPER — мнемоническая аббревиатура, образованная из первых букв слов, обозначающих способ мыслительной работы с объектом:

  • Substitute — заменить
  • Combine — объединить
  • Adapt — адаптировать
  • Modify/Magnify — модифицировать
  • Рut to Other Uses — предложить другое применение
  • Eliminate — устранить или свести действия до минимума?
  • Rearrange/Reverse — поменять на противоположное/изменить порядок

Эти семь фильтров закладываются в вопросы, которые призваны помочь участникам выбраться из творческого тупика и исследовать новые перспективы.

Как их применить?

Сначала четко сформулируйте проблему. Теперь начните прорабатывать ее, спрашивая:

  • Что можно заменить?
  • Как комбинировать части процесса или продукта?
  • Что можно подправить?
  • Можно ли модифицировать что-то в процессе, чтобы улучшить результаты?
  • Есть ли иное применение продукту?
  • Что легко устранить или упростить?
  • Можно ли поменять местами элементы, части?

Фиксируйте ответы на интеллект-карте (mind map), чтобы сохранить контекст и связность идей.

2. Интеллект-карта, или ментальная карта (mind map)

Интеллект-карта — способ визуализации мыслительного процесса. Расположите основную идею в центре, а все остальные — вокруг нее. Вы можете использовать принцип «матрешки», когда одна идея вытекает из другой.

Как балаган экстравертов может загубить крутые идеи: мануал по креативу
Образование
Фото:Jeff J Mitchell / Getty Images

Поскольку майндмэппинг — метод поиска креативных решений, придерживаться правил в оформлении не нужно. Представляйте идеи так, как вам удобно: символами, рисунками, «ветками», оформленными в своем стиле, фотографиями.

3. Lean Canvas

Lean Canvas — одностраничный бизнес-план. По структуре его можно условно разделить на три ключевых блока, включающих:

  • Формулировку проблемы и решение, УТП, конкурентное преимущество, сегментацию клиентов;
  • Альтернативы продукта или услуги у конкурентов, ключевые показатели, концепцию, каналы коммуникации с клиентами, портрет идеального покупателя;
  • Операционные расходы, потоки доходов.

Для генерации идей и их структурирования поэтапно заполните все перечисленные подблоки.

Модель отлично подойдет, если вам надо найти идеи о том, как вывести компанию из кризисного состояния. Она позволит собрать воедино все предложения по поводу нового позиционирования или вывода на рынок линейки уникальных продуктов.

Lean Canvas удобен, когда нужно связать методы генерации идей с метриками и рынком — чтобы быстрее перейти от «что придумали» к «что запускаем».

4. 5 whys analysis

5 whys analysis — метод выявления основных причин проблемы. Его суть состоит в том, чтобы последовательно задать пять вопросов «почему», которые помогут понять суть затруднений и принять мотивированное решение.

Разберем на примере. При разработке онлайн-доски вы столкнулись с проблемой: нет возможности делать заметки вручную.

  • «Почему?». Ответ: нет инструментов, позволяющих вручную делать заметки.
  • Почему? Ответ: нет элемента-связки между ручным написанием и отражением на доске.
  • Почему? Ответ: нет формата ручного занесения заметок с помощью стилуса или пальца через планшет или мобильное устройство.

Необязательно задать вопрос «почему» пять раз. Задавайте столько раз, сколько нужно, чтобы получить ответ.

Метод помогает команде не лечить симптомы, а докопаться до источника проблемы — это экономит время на этапах тестирования.

5. Доска идей

Это самый простой из методов. Его суть состоит в том, чтобы записать все идеи на виртуальную доску, а потом систематизировать их и представить в понятном виде.

Как это сделать?

  • Дайте всем участникам доступ к онлайн-доске и возможность добавлять на нее информацию с любых устройств. Если участников много, и вы беспокоитесь, что это приведет к беспорядку, наделите таким правом лишь администратора.
  • Размещайте на доске не только цифры и текст, но и другие элементы — например, картинки — все, что помогает раскрыть замысел. Так участникам будет проще понять суть и нюансы предложений.
  • Не отвергайте идеи сразу, даже если они кажутся неподходящими. Пусть все участники команды ознакомятся с ними и выскажут свое мнение. Только после этого поместите неудачные идеи в отдельное хранилище, чтобы вернуться к ним позже.
  • Рассортировав информацию, поделитесь планами со всеми сотрудниками и деловыми партнерами, предоставьте им возможность прокомментировать идеи.

Добавьте простые механизмы оценки:

  • голосование точками — метод приоритизации;
  • матрицу «влияние/затраты» — оценка значимости и затрат.

Так правила и техника мозгового штурма станут прозрачнее.

Как прокачать креативность команды. Работающие техники
Образование

Организация, правила и техника мозгового штурма

Для того чтобы мозговой штурм не превратился в бесполезное мероприятие, проделайте следующие шаги:

  1. Подготовьтесь. Отправьте участникам уведомление о предстоящем мозговом штурме, чтобы они могли спланировать свое расписание. В уведомлении сообщите о цели сбора. Вы можете попросить их заранее проанализировать вопрос — это сэкономит время. Есть и противоположная техника: не озвучивать проблему заранее, поскольку смысл мозгового штурма — в спонтанности.
  2. Ограничьте число участников. Их должно быть не более десяти, иначе группой будет сложно управлять. Постарайтесь включить в группу специалистов из разных отделов.
  3. Открывая встречу, четко определите задачи участников.
  4. Фиксируйте ход мероприятия. Выберите секретаря, ответственного за то, чтобы в пылу дискуссии не было упущено ничего важного.
  5. Не допускайте острых моментов и критики. Выработайте правила взаимодействия: говорить по очереди, не перебивать друг друга, внимательно слушать спикеров.
  6. Подведите итоги. Выделите время на то, чтобы структурировать все собранные идеи и сформулировать выводы.

Мозговой штурм — это действенный метод, который поможет нестандартно посмотреть на ситуацию. Он отлично работает в коллективах, где каждый участник полностью вовлечен в процесс, а руководитель умело управляет обсуждением.

Применив правила и технику мозгового штурма, вы ускорите процесс, улучшите решения и сохраните интерес команды.

Как генерировать идеи на мозговом штурме, кратко

  • Создайте онлайн-доску, чат и проводите короткие раунды: 10–15 минут на идеи, потом оценка и выбор.
  • Не выбрасывайте неподходящие идеи — складывайте их в отдельный список, вернетесь к ним, когда условия изменятся.
  • Ставьте таймбокс, следите за очередностью и собирайте идеи анонимно.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 92,94 (+1,56)
Инвестиции, 18:39
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 79,34 (+1,44)
Инвестиции, 18:39
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 18:55
Страны ЕС договорились о бессрочной заморозке активов России Экономика, 18:53
Военная операция на Украине. Главное Политика, 18:51
Чемпионку Игр увезли на вертолете с горнолыжной трассы после падения Спорт, 18:45
Путин поговорил с Мадуро на фоне угроз Венесуэле со стороны Трампа Политика, 18:45
Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование РБК х Ростелеком, 18:45
В Кремле заявили, что не получали приглашения в «Ключевую пятерку» Политика, 18:40
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Как заправляться на 6 тысячах АЗС по одной карте РБК и Teboil PRO, 18:25
Аренда жилья в России дешевела второй месяц подряд после сезонного роста Недвижимость, 18:19
Что такое социальная сеть «Сигнал» и как она работает Спорт, 18:18
Северск: что это за город, значение для ВСУ и ВС России База знаний, 18:16
Фанаты подожгли стадион собственного клуба после вылета из элиты Спорт, 18:15
Эрмитаж сообщил о работе над освобождением задержанного в Польше ученого Политика, 18:14
Глава «Мегафона» стал лучшим CEO в России по версии бизнес-сообщества Отрасли, 18:14