Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Как создать базу знаний компании

База знаний упростит адаптацию новичков, обеспечит развитие кадрового резерва и поможет устранить пробелы в знаниях сотрудников. Но ее надо правильно организовать. Как это сделать, рассказывает Анастасия Боровская, директор Русской школы управления
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Продумайте структуру и разделы базы знаний так, чтобы это был не единый документ с последовательным изложением, а система для выбора документов по требованию. Сейчас есть много программных продуктов, позволяющих разбить документы по разделам и обеспечить удобную навигацию по ним.

Структура базы знаний

Идеально, если ваша база знаний будет включать следующие разделы:

  • глоссарий/словарь — свод основных терминов, которые используют в компании;
  • корпоративные документы и презентации — все, что связано с ценностями и миссией компании, ее фирменным стилем, продуктами и услугами, а также структурой отделов;
  • документы, необходимые для работы конкретных отделов или специалистов, — должностные инструкции, регламенты работы, шаблоны документов и отчетов;
  • материалы, которые остаются после прохождения курсов и тренингов, — это могут быть презентации, видео, кейсы, задачи и многое другое. Заведите правило «складывать» в базу все подобные материалы. Так вы сможете накопить внушительные объемы теории по самым разным темам;
  • профессиональная литература — корпоративная онлайн-библиотека, где хранятся ключевые книги по маркетингу, финансам, управлению, личной эффективности, продажам и другим важным направлениями деятельности. Чем больше книг вы накопите, тем больший интерес к библиотеке будут проявлять сотрудники.

Важно, чтобы эта база регулярно дополнялась новыми документами и полезными материалами. Она должна учитывать текущие потребности бизнеса и помогать сотрудникам в решении ключевых рабочих задач.

Практическое применение

База знаний поможет вам решить сразу три задачи.

Задача № 1. Адаптация новичков

Уход новичков из компании в первые месяцы работы часто связан с отсутствием выстроенной системы адаптации сотрудников и культуры наставничества: руководители заняты своими задачами и отправляют новичков в свободное плавание, надеясь, что те сами во всем разберутся. Хорошо структурированная база знаний позволяет свести эту проблему к минимуму. В ней уже собраны ответы на распространенные вопросы и даны ключевые рекомендации по работе с продуктом. Сотрудник может изучить все самостоятельно, а если что-то останется непонятным — задать руководителю вопросы.

База знаний может содержать не только общую информацию, но и быть нацеленной на определенную функциональную группу сотрудников. Если в компании есть должности, на которых работают три и более сотрудников (консультанты, менеджеры по продажам и т.д.), то стоит завести для них отдельный раздел. Например, ключевыми документами для менеджера по продажам будут:

  • история, миссия, ценности и задачи компании;
  • брендбук;
  • структура отделов, с которыми предстоит взаимодействовать (чтобы знать, к кому обращаться);
  • описание продуктов и их ключевых преимуществ;
  • должностная инструкция;
  • шаблоны договоров, коммерческих предложений, презентаций и писем;
  • регламенты оформления сделок, работы со счетами, телефонных коммуникаций с клиентами.

Задача № 2. Развитие кадрового резерва

Компаниям выгодно «выращивать» собственных управленцев, которые хорошо знакомы с продуктом и имеют высокий уровень лояльности.

Благодаря правильному использованию базы знаний можно ускорить профессиональное развитие молодых специалистов и направить их таланты на реализацию ключевых целей компании.

Для создания кадрового резерва включите в базу знаний следующие темы:

  • тайм-менеджмент и повышение личной эффективности;
  • правила коммуникации и способы развития эмоционального интеллекта;
  • основы менеджмента и управления проектами;
  • мотивация сотрудников и проведение совещаний.

Это база, на которой строится любая управленческая деятельность.

Задача № 3. Профессиональное развитие сотрудников

Правильно организованная и систематизированная база знаний позволяет сотрудникам восполнять пробелы в знаниях, а также осваивать новые направления и инструменты.

Здесь есть два варианта.

  • Каждый сотрудник может самостоятельно изучать интересующие темы. Например, перед маркетологом встала задача по развитию направления SMM. Он берет из базы знаний книги и другие обучающие материалы (презентации, кейсы и советы по итогам пройденных курсов), изучает их, продумывает решение и реализует на практике.
  • Сотрудники могут изучать базу коллективно. Например, руководитель отдела маркетинга поставил перед подчиненными задачу усилить работу с контентом, который производит компания (направления — PR, SMM, email-маркетинг, контент-маркетинг и т.д.). Каждый сотрудник берет книги и материалы по своей специализации, самостоятельно ищет интересные решения и выносит предложения на общее рассмотрение. В итоге формируется новая концепция для дальнейшего развития работы отдела.

Конечно, база знаний не сможет полностью заменить курсы повышения квалификации. Однако она поможет поддерживать сотрудников в хорошей профессиональной форме в перерывах между полноценным обучением. Главное, чтобы они использовали новые знания и навыки на практике.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 11:04
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 11:04
Экс-боец Bellator заявил о колоссальном уроне от Яна в бою с Двалишвили Спорт, 11:17
От избы до дизайнерских квартир: как менялось гостеприимство в России РБК и Legenda, 11:15
В UFC после жуткой травмы выявили 1-го родившегося в 21-м веке чемпиона Спорт, 11:14
Гормон агрессии и мужественности: 6 популярных мифов о тестостеронеПодписка на РБК, 11:05
В F1 самый напряженный финиш за 15 лет. Чего ждать от последней гонки Спорт, 11:00
Адвокат сообщила, какого решения по квартире Долиной ожидает Лурье Общество, 10:57
Отравившиеся на танкере у берегов Стамбула россияне пришли в себя Общество, 10:51
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Сколько Египет зарабатывает на Суэцком канале и индустрии путешествий РБК и РЭЦ, 10:45
Бизнес против подработок сотрудников: почему борьба обречена на провалПодписка на РБК, 10:36
The Telegraph назвала Каллас подарком России из-за ее позиции по Украине Политика, 10:33
Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям #всенабиржу!, 10:30
В Гонконге в отеле нашли тело 35-летней россиянки Общество, 10:23
Синоптик рассказал, что на следующей неделе снег покроет 92% России Общество, 10:17
Вратарь сборной России в первом матче за ПСЖ за полгода отстоял «на ноль» Спорт, 10:11