Кризис середины карьеры. Три сценария, когда что-то пошло не так
Если вы топ-менеджер 40+, вашей карьере лет 15–20, и вы любите свою работу, то наверняка всегда старались быть полезным работодателю и часто ставили цели чужого бизнеса выше собственных интересов.
Вы брали ответственность не только за свое подразделение, но и зачастую выполняли управленческие функции своего руководителя, особенно, если он — собственник, потому что ему вечно некогда, а вы хотите быстрых и качественных результатов.
Среди коллег равного статуса у вас всегда были оппоненты, но вы никогда не любили «играть в офисную политику» и стараетесь доказать свою позицию с помощью конструктивных коммуникативных инструментов.
Вам почти никогда не приходилось самостоятельно искать работу или вы находили ее достаточно быстро. Даже если в вашей карьерной истории были жесткие увольнения, вы справлялись с этим достойно, потому что всегда знали, что сможете найти работу лучше.
У вас хорошая зарплата, высокий статус, соответствующий вашей экспертизе, и вы по достоинству гордитесь своими рабочими достижениями.
В принципе, не без трудностей, но карьера развивалась, и даже соблюдался пресловутый work-life balance. Но однажды что-то пошло не так…
И тут возможны три сценария. Выбирайте, какой из них ваш.
Сценарий № 1
Впервые вы заметили это несколько лет назад, когда серьезным образом поспорили с кем-то из коллег или с руководством и не смогли быстро договориться. В команде повисло напряжение, а вам захотелось уволиться.
Прежде предложения о работе поступали раньше, чем вы успевали подумать о переходе. Теперь же вы должны были сами что-то предпринять. Но вы не знаете, что. И от этого чувствуете растерянность, так не свойственную вашему статусу. Вы рассказали кому-то из бывших коллег, что хотели бы сменить работу, но никакой предметной поддержки не получили.
Пришлось, проглотив обиду, помириться с коллегами и пойти на уступки, потому что важно продолжить работу. С тех пор вы уговариваете себя, что все не так уж и плохо, хотя знаете, что это совсем не так. Удовольствие от работы вы получать перестали.
Сценарий № 2
Вас уволили внезапно. Ничего не предвещало. Возможно, пришла новая команда, в которой для вас не оказалось места. Вы спокойно ушли, потому что знали, что хорошие профессионалы всегда нужны рынку. Но несколько месяцев поиска не дали никакого результата. Даже если на ваше резюме кто-то и откликался, то еще до собеседования было ясно, что вам там не понравится. Так и оказывалось. А если вы получали приглашения от интересных компаний, то процесс оценки и согласования вашей кандидатуры либо затягивался до бесконечности, либо обрывался совсем без всякой обратной связи, и вам было непонятно, что происходит. Самое «приятное», что вы слышали — это то, что вы overqualified, то есть слишком квалифицированный для них. Но вам категорически не понятно, что с этим делать.
Сценарий № 3
У вас сейчас все хорошо: руководство ценит вас за высокую лояльность и результативность, у вас конструктивные отношения с коллегами, вы с радостью встречаете новую рабочую неделю. Но уже на протяжении нескольких месяцев, а то и лет, вас не покидает мысль о том, что так не может продолжаться до бесконечности. Вам уже за… Вы — возрастной сотрудник, молодежь наступает на пятки, новые технологии сменяют друг друга со скоростью света. Вам кажется, что окружающие просто еще не успели разглядеть, что вы им больше не подходите. Классический синдром самозванца! Но когда вы начинаете думать, что могло бы быть дальше, вас охватывает паника, потому что там — впереди — пустота. Мысленно окидывая взглядом рынок труда, вы понимаете, что ничего не понимаете — ни кем «хотите стать, когда вырастите», ни в какой компании работать, ни что делать. Такое ощущение, что за годы преданного труда на чужой бизнес у вас атрофировалась функция хотеть чего-то для себя. Вы прикладываете мысленно свой опыт и компетенции к разным рыночным возможностям и понимаете, что это все не то. Вашему деловому окружению ничего не заметно, но вам страшно.
Узнали себя? Поздравляю: у вас кризис середины карьеры!
Причина, по которой хороший руководитель оказывается в таком состоянии, объясняется тем, что во второй части карьеры нельзя использовать те методы, которые помогли вам прийти туда, где вы сейчас. Чем активнее вы используете компетенции первой половины карьеры, тем глубже себя зарываете. Так и до статуса сбитого летчика недалеко.
Некоторые люди двигаются по карьере осторожно, а некоторые — агрессивно. Некоторые «делают себя сами», а кто-то активно использует связи. И все они в процессе карьерного роста одни компетенции используют по максимуму, а другие не задействуют никогда. В конце концов создается опыт, который принято называть карьерным сценарием. У каждого он свой, но имеет одинаковые у всех закономерности. Где-то в середине профессионального пути сценарий надо менять. Но мало кто понимает, как и когда это делать. Поэтому большинство продолжает повторять один и тот же сценарий, даже если он уже перестает срабатывать.
Обычно хорошим профессионалам некогда прокачивать маркетинговые компетенции, так как они заняты обеспечением чужого бизнеса результатами. Поэтому у них возникают трудности с выходом в публичное поле и позиционированием себя на рынке. А чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем меньше на этой лестнице подходящих для вас вакансий, тем сильнее конкуренция и тем большее значение приобретают компетенции, связанные с маркетингом и PR.
И если вы считаете, что все нормальные люди «работают», а «презентуют» себя только те, кому нечего делать, я скорее соглашусь с вами, но только отчасти.
Когда я вижу людей, которые обладают высокой профессиональной экспертизой, честностью и ответственностью, но не решаются громко заявить о себе, а поэтому не могут двигаться дальше на определенных этапах развития своей карьеры, меня разрывает от возмущения. Как карьерный консультант, работающий с топ-менеджерами, я точно знаю, что результаты деятельности таких экспертов будут крайне полезны другим людям или организациям, но они не смогут их получить, потому что рынок наводнен непрофессионалами, которые напрочь лишены сомнений, но умеют громко кричать и настойчиво требовать. И поэтому я стою за то, чтобы о хороших экспертах стало известно как можно большему количеству людей. И если вы тоже хотите, чтобы мир пользовался услугами реально крутых профессионалов, в том числе вашими, некоторые маркетинговые компетенции все же придется развивать.
Хорошие руководители не виноваты в том, что окружающие, которые оказались на карьерной лестнице рядом с ними, иногда оказываются манипуляторами или даже подлецами. Но вам все равно приходится иметь с ними дело. Однако привычные вам конструктивные способы влияния на них не действуют. Потому что многие из них используют прямую или косвенную манипуляцию по отношению к вам. А вы не умеете или не хотите ответить тем же, вот и проигрываете.
Хорошая новость в том, что у нас мощный нейропластичный мозг, который способен в любом возрасте изменить то, как мы думаем и что чувствуем, после чего меняются наши реакции на внешние обстоятельства, а это в свою очередь запускает изменение окружающей вас действительности. Я как психолог по образованию, коуч по призванию и карьерный консультант сотен клиентов точно знаю, что, то, что вы думаете о своей карьере в первой ее половине, никуда не годится во второй ее части, и, если вы будете так же думать и дальше, у вас ничего не получится.
Поэтому предлагаю вам посмотреть на себя и свою карьеру под другим углом в каждой ее части.
1. По-новому взглянуть на свой прошлый опыт и использовать в продвижении не только свои достижения (все уже достали своими достижениями!), но и поражения, ведь опыт человека, пережившего кризис и сумевшего из него выбраться, ценится невероятно высоко.
2. Набраться смелости и начать пиарить себя и свой опыт внутри и за пределами компании, чтобы вам никогда больше не пришлось искать работу, а люди сами назначали бы вам встречи, чтобы поговорить о возможном сотрудничестве.
3. При поиске работы перестать быть субъектом, который ждет, что на него обратят внимание, ведь ожидание высасывает из вас все соки и снижает самооценку, начните искать на рынке не вакансии, а проблемы, которые вы как эксперт можете закрыть.
4. Более серьезно относитесь к адаптации в новой команде, делайте упор не на внедрение изменений, а на формирование отношений с коллегами, иначе повторите частую ошибку всех сбитых летчиков, которые умудряются вылететь из новой компании только за то, что не понравились какому-то влиятельному коллеге.
5. И научитесь, наконец, играть в офисную политику. Перестаньте игнорировать неуместные шутки, злые выпады, сплетни и наветы, ведь если вы «выше этого», то оппонент только наращивает давление, привносите в эту игру свои правила, только будьте не хитрым интриганом, а мудрым дипломатом.
6. Задумайтесь о создании собственного консалтингового проекта как квинтэссенции любой успешной карьеры, чтобы, когда вам будет по-настоящему за…, вы не столкнулись с трудностями как в середине карьеры.