Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Сегодня уже никого не удивляет цифра, что каждый пятый руководитель бизнеса имеет клинически значимые уровни психопатических наклонностей. Сразу оговорюсь, с точки зрения профессиональной этики дальше словосочетание «бизнесмены-психопаты» я буду брать в кавычки.
Какие черты выдают руководителя-«психопата»
Нет ничего удивительного, что среди владельцев бизнеса и руководителей так много «психопатов».
Несгибаемая воля, искусство очаровывать слушателей, полное хладнокровие в кризисных ситуациях, уверенность, целеустремленность, новаторство — именно так СМИ характеризуют Джобса, Маска, Безоса и других лидеров бизнеса.
Но при этом сотрудники их компаний выделяют другие качества данных руководителей:
- самолюбование;
- махровый эгоцентризм;
- полнейшее отсутствие эмпатии;
- жесткость, доходящая до жестокости;
- склонность к манипуляциям;
- отсутствие чувства вины;
- деструктивность;
- желание разрушать душу, психику, сердца и судьбы коллег и близких.
4 стратегии поведения сотрудников с шефом-«психопатом»
В отношениях с психопатом может быть только одна формула отношений — преследователя и жертвы, «господина» и «раба». В одиночку его «не победить». Из этого можно строить стратегии.
1. Крайняя стратегия со знаком «плюс» — стратегия принятия и получения удовольствия.
Опыт показывает, что с подобными «психопатами» очень даже неплохо уживаются некоторые их сотрудники. Более того, им это нравится. Можно разделить данных сотрудников на две группы:
- придерживающиеся отношений садизм — мазохизм. Таким сотрудникам нравится, когда их босс такой «крутой» самец (не альфа), и хочется отдаться в его власть;
- те, у которых происходит идентификация с агрессором, со всеми вытекающими последствиями: оправданием и защитой своего агрессора.
2. Крайняя стратегия со знаком «минус» — это увольнение. Если ваш начальник — «психопат» и вы не готовы мучиться, адаптироваться и терпеть — увольняйтесь. Возможно, вам потребуется построить новую персональную стратегию вашего будущего.
3. Третья стратегия — стратегия управления, самая сложная. Следуя ей, сотрудник стремится построить модель управления своим директором-«психопатом». Если вам нравятся профиль деятельности компании, ваша позиция, ваш профессиональный рост и приобретаемые в вашей должности компетенции, но есть лишь одна проблема — приходится подчиняться «психопату», то вам необходимо построить стратегию управления. Вам следует сохранить свой стержень (не терять достоинства), тонко и эмпатийно строить коммуникации с шефом, показывая свои уникальные компетенции и, соответственно, свою незаменимость; держать границы и дистанцию, оставаясь максимально доброжелательным и уважительным.
Используйте формат общения с боссом в качестве своеобразного тренинга по прокачке навыков управления токсичными ситуациями, силы воли, осознанности, внутренней уверенности и стабильности, творческой импровизации, умения владеть собой.
4. Четвертая стратегия — это стратегия адаптации (умного хамелеонства). Необходимо усилить личный иммунитет (толстокожесть), занять позицию отстраненного наблюдателя (взгляд со стороны), максимально включить интеллект (рассудок) и полностью выключить эмоции и чувства (сердце). Сосредоточьтесь на ответственном и компетентном выполнении должностных обязанностей, а все обесценивающие комментарии начальника — пропускайте мимо ушей, держа фокус внимания только на сути производственных задач.
И наконец, последние три стратегии можно совмещать в зависимости от контекста ситуации.
Элизабет Холмс — основательница компании Theranos, миллиардер, — доводила своих сотрудников до отчаяния скрытой слежкой, шантажом, унижениями, манипуляциями и угрозами.
Альберт Данлэп — миллиардер, глава компании Sunbeam, — имел у сотрудников «ласковое» прозвище Бензопила за жестокость, агрессию и расправы над подчиненными. Этот список можно продолжать бесконечно.
Как становятся одновременно лидерами бизнеса и «психопатами-первертами»
Первертировать — значит, менять смысл, выворачивать все наизнанку.
«Бизнесменам-психопатам» в детстве трагично не повезло. Все началось с психологической травмы в возрасте до 3–4 лет. В моей практике был клиент, которого молодые родители укладывали спать, а сами отправлялись в ночной клуб. Когда ребенок просыпался среди ночи, он испытывал ужас тотального одиночества.
Часто юные родители отдают своих детей на воспитание бабушкам и дедушкам, которые души не чают во внуках. Но законы развития ребенка таковы, что единственная опора для него — это мама, которая пусть даже не любит, но которая просто рядом. При долгом отсутствии мамы ребенок начинает медленно умирать как полноценная личность. Лимбический мозг, который отвечает за эмоции и эмпатию, просто не развивается. Ребенок не понимает, как высказать свою боль и потерю. В какой-то запредельно невыносимый момент душевной боли без мамы его психика дает глубокую трещину и ломается. Травма остается на всю жизнь и запрещает психике ребенка строить созидательную структуру будущей эмоционально полноценной жизни.
Во время стадий сексуального взросления такие дети (будущие психопаты-перверты) получают внутренний запрет от родителей на сексуальное развитие. При этом первое столкновение с сексом у этих детей может принимать уродливые, извращенные формы. Там, где должно было иметь место нормальное воспитание, дети — будущие трагические «герои» (психопаты-перверты), — были обесценены и унижены. Мозг в этой невыносимой ситуации боли вынужден был перепрограммировать себя и связать свой центр боли с центром наслаждения. Уход в перверсии — это попытка ощутить свою исключительность (для будущих психопатов это очень важно). Тем самым, пусть в искаженной и уродливой форме, но восстановить свою целостность и заодно мстительно бросить вызов тем «нормальным неизвращенцам», кто причинил им когда-то боль и унижение.
Все перверсии — это неуспешная попытка прожить травму, но со счастливым концом, превратить кровоточащие отчаяние и боль в наслаждение, победить их за счет эротизации и сексуального удовольствия. Перверты-психопаты сформировались в результате компенсации детской психической травмы. У будущих психопатов-первертов вырабатываются с детства два основных механизма мышления — реалистический и архаический. Помните доктора Джекила и мистера Хайда? Возникает феномен раздвоения личности. Вне сексуального контакта функционирует одна личность — адекватная, но в контексте возбуждения либидо актуализируется и берет власть другая личность — перверсивная. Путь к нормальной жизни для подобных бизнес-лидеров невозможен без психологической поддержки.
Весь контур образа мысли и поведения «психопата» заточен на то, что он просто не может быть недеструктивным, эмпатийным, он не может не разрушать душу, психику, сердца и судьбы близких и других людей.
Если такой руководитель осознает свои деструктивные наклонности и все равно их придерживается, он должен понять и честно признаться себе, что в этой своей психологической реальности, да — он будет карьерно и финансово успешен, но (это закон, все исследования это подтверждают) будет всегда несчастлив. Тогда возникает вопрос — ради чего? Когда он состарится, родные и близкие «отомстят» по полной и будут с нетерпением ждать его смерти, чтобы поделить наследство. Когда-то успешная стратегия психопата заканчивается, в конце концов, личной трагедией.
Но шанс изменить свою жизнь кардинально, взять из прежней своей деструктивной жизни все свои сильные компетенции и «прокачать» новые на созидательную осознанность и эмпатию, развитие чувств и стать успешным не только в бизнесе, но и в личной жизни — у руководителей-«психопатов» всегда есть.
