Как не провалить переговоры о зарплате — советы от Седы Каспаровой
Этап № 1: телефонный разговор
1. Не забывайте про интонацию. Наш голос безошибочно подсказывает собеседникам, что мы из себя представляем, насколько мы доброжелательны и инициативны. Улыбка и положительная энергия считываются так же, как и отсутствие энтузиазма. Замечали, что одним людям доверяют с первой минуты, а других так и считают неопытными? Один из секретов — в умении управлять интонацией. Именно она определяет, будете ли вы звучать уверенно или уйдете в голос «феи». Людей с восходящей интонацией воспринимают как маленьких, начинающих и неопытных. Нисходящая интонация — сила и убедительность. Важно уметь переключать интонацию в зависимости от ситуации.
2. Обратите внимание на свою речь. Если вы используете слова-паразиты, при разговоре по телефону это будет особенно заметно. Желание блеснуть перед собеседником незнакомыми терминами тоже может обернуться против вас, как и «вялая» дикция или неправильное произношение. Деловой телефонный этикет требует грамотной, разборчивой и спокойной речи.
3. Не используйте проигрышные речевые конструкции или слова. Проследите, используете ли вы такие слова: «спасибо, что побеспокоились» или «извините, что я вас потревожил (своей просьбой о трудоустройстве, своим звонком и т.п.)». После этих фраз ваш собеседник неосознанно будет беспокоиться или же тревожиться. Вряд ли вы к этому стремитесь. В конце разговора также не извиняйтесь, что заняли время. Поблагодарите человека за то, что он вам его уделил.
4. Учитывайте скорость речи собеседника. Не тараторьте, чтобы ваши слова были понятными, и попробуйте сонастроиться с человеком по темпу речи. Такой прием повышает эффективность разговора.
5. Тайминг. Цените время — свое и собеседника. Отвечайте по сути и ориентируйтесь на 2–3 минуты разговора. Звонок может быть и дольше, если это обговорено заранее. Инициатива должна исходить от потенциального работодателя. Также дайте понять собеседнику, что вы его внимательно слушаете: «Да, понимаю, согласен, отлично». Если остались вопросы, лучше уточните детали, используя фразу: «Правильно ли я вас понимаю?», — добавляя то, что озвучил собеседник. В конце разговора подведите итог, чтобы «сверить часы» и договориться на видеособеседование. Если вам назначили сразу личную встречу, можно перейти к третьему пункту.
Этап № 2: видеозвонок
Видеовстречу с вами может проводить или один человек — рекрутер, директор, или целая группа сотрудников компании. Все зависит от позиции, на которую вы претендуете. Работодателю важно выяснить все ваши навыки, опыт, оценить коммуникативные способности. О видеособеседовании вы будете знать заранее, поэтому есть время подготовиться. Что делаем?
1. Изучите профиль компании. В помощь — официальный сайт, социальные сети, новости о компании в разных источниках. Так вы, с одной стороны, будете в курсе событий, с другой — будете готовы обсудить тренды в отрасли, особенно если претендуете на топовую позицию. Понимание деталей и ваша информированность позволят чувствовать себя более уверенно во время разговора.
2. Подготовьтесь к созвону технически. Проверьте, настроена ли программа для звонка (Skype, Zoom или др.), насколько стабильное у вас интернет-соединение. Предупредите родных и близких, что у вас важный разговор и в это время вас нельзя отвлекать. Посмотрите, какая часть комнаты попадает в кадр. Уберите лишние или отвлекающие собеседника предметы. Разместите камеру смартфона или ноутбука на уровне ваших глаз. Визуальный контакт помогает настроиться на диалог.
3. Будьте готовы к вопросам, чем вас привлекает работа именно в этой компании. Избегайте общих фраз и штампов, потренируйтесь, как вы сможете четко, кратко и искренне объяснить, как именно эта работа соответствует вашим потребностям, карьерным целям и планам.
4. При разговоре следите за интонацией, темпом и речью, помните про тайминг. Учитываем все те пункты, которые были важны при телефонном разговоре.
Два этапа — телефонный звонок и видеособеседование — пройдены, вас ждет личное собеседование.
Этап № 3: личная встреча
1. Обновите информацию о компании и повторите ключевые факты. Заново просмотрите сайт компании. Узнайте, например, об успешном кейсе компании и расскажите на встрече, чем этот кейс привлек ваше внимание.
2. Уделите внимание внешнему виду. Поинтересуйтесь дресс-кодом компании. От ярких и броских образов стоит все же отказаться, если вы хотите произвести приятное первое впечатление.
3. Обратите внимание на походку, позу, жесты, визуальный контакт. Невербальные сигналы собеседники считают быстрее, чем вы произнесете первое слово. Насколько уверенно вы зашли в кабинет, как твердо ответили на рукопожатие, как сидите, суетитесь ли, крутите ли в руках ручку. Ваше тело может рассказать о вас не меньше, чем ваша речь. Если часто нервничаете, выполните несколько дыхательных упражнений перед собеседованием, чтобы сбросить напряжение и чтобы голос вас не подвел.
4. Продумайте ответы на популярные вопросы. Поделитесь планами и целями, которые ставите перед собой на новом месте. Будьте готовы рассказать: «Кем вы видите себя в компании через 1–5–10 лет? Какие идеи хотели бы реализовать? На какую заработную плату рассчитываете? Какие карьерные цели ставите?» и т.д. Проговорите ответы вслух или попросите друзей побыть в роли вашего интервьюера.
5. Не забывайте про голос и интонации. Придерживайтесь спокойного и уверенного тона общения. Если уделите время подготовке и потренируетесь дома отвечать на вопросы вслух, контролировать свое звучание на собеседовании будет проще. Помните о своем опыте, навыках, компетенциях и планах.
6. Отвечайте на вопросы по существу. Поделитесь своими достижениями и результатами на предыдущей работе. Опустите негативные комментарии о предыдущем работодателе и коллегах. Даже если у вас и был негативный опыт, расскажите о важных рабочих моментах, о навыках, которые приобрели. Избегайте эмоций.
7. Подумайте о зарплате, на которую претендуете. Умение ответить на вопрос о заработной плате — одно из ключевых на собеседовании. Если по опыту знаете, что ответ дается непросто, дома проговорите его несколько раз. Изучите рынок, чтобы понять, какую зарплату предлагают специалистам на той должности, на которую претендуете. Тогда вопрос о ставке не застанет врасплох.
Если, по вашему мнению, вы на 60–70% отвечаете предлагаемой должности, уверенно просите среднюю зарплату по рынку. Если отвечаете на все 100%, можете просить и больше. Помните: будете занижать свои ожидания от заработной платы — подтолкнете себя к скорому выгоранию.
7. Обсудите дальнейшие шаги и поблагодарите. Отправьте благодарственный email или сообщение в мессенджере после встречи. Напомните о ключевых моментах собеседования и уточните, когда сможете узнать о результатах.
8. Оставайтесь собой. Доверяйте себе и своей интуиции. На собеседовании вам тоже должно быть комфортно. Ведь ваша ключевая цель — получить работу, которая будет приносить и моральное, и материальное удовлетворение.