Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок

83% работников хотя бы раз сталкивались с профессиональным выгоранием», а 45% — находятся в этом состоянии прямо сейчас (РШУ). Зачастую причина кроется в действиях руководителя. Альбина Яхина (Business Speech) — о том, какие из них вредят команде
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

1. Создает деструктивную среду

Согласно данным исследования кадровой компании UTEAM и CRM-системы Talantix, 56% опрошенных готовы уволиться именно из-за токсичного руководителя. Вот как руководитель разрушает атмосферу в команде: критикует не по делу, отпускает саркастичные шутки в сторону сотрудников, за спиной обсуждает коллег из других отделов, вмешивается в конфликты, занимая одну из сторон, игнорирует проблемы. И, конечно, вишенка на торте — демонстрирует негативное отношение к компании и транслирует ее сотрудникам.

Приведу пример: в команде два сотрудника на одинаковых должностях. Один работает качественно, второй — нет. Обоих ставят на важный проект, в итоге один работает за двоих, решая все проблемы, а второй лишь имитирует бурную деятельность, что приводит к конфликту. Однако руководитель не решает проблему, он отмахивается: «Мы ждем, когда он уволится». Что происходит с эффективным сотрудником? В лучшем случае — он теряет мотивацию, в худшем — увольняется.

Как быть

Развивайте управленческие навыки, контролируйте свое поведение и работайте над собой. Например, равное отношение к членам команды поможет избежать возникновения зависти и чувства несправедливости в коллективе, поддержка инициатив сотрудников — раскрыть их творческий потенциал.

2. Некорректно мотивирует

Руководитель дает обещания, которые не сможет исполнить. Приведу пример: сотруднику важен карьерный рост. Руководитель просит сотрудника принять участие в проекте и говорит, что в случае успеха его кандидатуру могут рассмотреть для продвижения по карьерной лестнице.

Для сотрудника метасообщение звучит так: прояви себя, и у тебя ждет успех. Он становится невероятно активен: разрабатывает стратегии, вносит полезные предложения и ждет, когда, наконец, поднимется по карьерной лестнице. Но в голове руководителя ключевыми словами были «могут рассмотреть», то есть могут и не рассмотреть. Таким образом руководитель дал обещание, но сразу снял с себя ответственность за его выполнение.

Как быть

Не давайте обещания, выполнить которые вы не в силах. Работайте с личностной мотивацией. Выясните, что важно для сотрудника, и закройте его потребности. Если вы не можете повысить сотрудника, постарайтесь сместить его фокус на другие бонусы.

3. Формирует нереалистичные ожидания

Руководитель дает сотруднику задачу, но не описывает, какого результата ждет и какое вознаграждение за этим последует. В результате сотрудник дорисовывает картину в своей голове.

Например, руководитель ставит задачу: «Создай впечатляющую презентацию для совета директоров». Вот что может подумать сотрудник: «Раз презентация для совета директоров — она важна для руководства. Ее собирал я — меня отметят, а, скорее всего, еще и вознаградят».

Сотрудник сам додумал бонусы. Если этих бонусов он в итоге не получит, то испытает разочарование.

Как быть

  • Ставьте задачи по модели SMART. Укажите, чего вы ждете от сотрудника и какой вы видите конечный результат.

Неверно: «Создай впечатляющую презентацию».

Верно: «Подготовь презентацию по результатам работы отдела. Включи в нее три слайда. На одном из них размести статистику продаж за последние семь дней. Удели внимание выполнению плана по продукту N. Дедлайн: 9 утра вторника. Презентация будет представлена совету директоров».

  • Обязательно уточняйте, как сотрудник понял задачу, какие ресурсы ему нужны, почему это важно, — создайте петлю обратной связи. В конце задайте сотруднику дополнительные вопросы, чтобы убедиться, что он все верно понял.

4. Не управляет правилами и нормами внутри команды

Руководитель не делает ничего, чтобы выстроить качественное взаимодействие внутри команды.

Например, он получил в наследство от предшественника команду, в которой уже сложились свои деструктивные правила, и принял их.

Как быть

  • Не бойтесь принимать непопулярные управленческие решения. К таким относятся: выговоры, увольнения, запреты на какие-то действия.
  • Совместно с командой или HR-блоком разработайте нормы общения. Например, нужно отвечать на письма и запрос руководителя в течение конкретного времени.
  • Регламентируйте процесс предоставления и запроса обратной связи. Например, сообщите сотрудникам, что каждый третий четверг месяца они могут прийти к вам и получить обратную связь по своей работе, внести свои предложения и пожелания. На таких встречах обязательно отмечайте сильные и слабые стороны сотрудника.
  • Если запускаете новый проект, также определите правила. Например, ставя задачу, скажите сотруднику, что он должен не только прийти с решением, но также подготовить не менее двух альтернативных идей.
  • Научите подчиненных обсуждать идеи коллег в конструктивном ключе.

5. Поощряет трудоголизм

Руководитель сам работает на износ: просиживает в офисе допоздна и годами не ходит в отпуск. И ждет того же от сотрудников: пишет им в выходные, вызывает в офис, когда у них температура 39 градусов, хвалит тех, кто не ходит в отпуск по несколько лет, нагружает задачами, выходящими за рамки должностных обязанностей. Такой подход приводит к высокой текучести кадров, даже топ-менеджеры не задерживаются в компании надолго.

Как решить

Разберитесь со своим трудоголизмом. Конечно, иногда для этого нужна помощь коуча или психолога, но с некоторыми аспектами можно поработать и самостоятельно:

  • Проанализируйте причины переработок: недоштат, чрезмерное количество задач или перфекционизм, который увеличивает сроки выполнения. Это поможет решить трудности и снизить собственную нагрузку.
  • Поймите, какая психологическая потребность стоит за работой на износ, и займитесь осознанным удовлетворением этой потребности. Например, за счет совершения «подвигов» на работе может удовлетворяться потребность в любви и признании. Учитесь закрывать свои потребности, не убегая в работу.
  • Установите четкие рабочие рамки: время работы, даты отпусков. А самое главное соблюдайте их. Смена деятельности поможет почувствовать больший баланс в жизни. Чтобы точно найти время на отдых: заранее бронируйте гостиницы и покупайте невозвратные билеты.

6. Одержим высокими требованиями

Руководитель не формирует критериев «качественной работы». Вместо этого он стремится к идеалу. Часто дает оценку работе в формате «можно и лучше», чем обесценивает и демотивирует команду.

Согласно исследованию консалтинговой компании O.C. Tanner, 37% опрошенных уверены, что работодатель не признает их заслуги. Со временем у сотрудников возникает ощущение, что это они недостаточно профессиональны, это приводит к выгоранию.

Как решать

  • Выясните у сотрудников, насколько они удовлетворены работой.
  • Обсудите с ними, какой результат вы считаете приемлемым, обозначьте критерии достижения результата. Зафиксируйте все договоренности и в случае необходимости корректируйте ожидания.
  • Регулярно хвалите. Признавайте заслуги и давайте развернутую обратную связь — это способствует поддержанию позитивного отношения к работе и положительной оценке результатов.
  • Стройте причинно-следственные связи: рассказывайте, как даже неидеальный результат поможет решить насущные проблемы и достичь целей компании.

7. Не поддерживает мотивацию сотрудников, если долгое время отсутствует значимый результат

Руководитель не объясняет сотрудникам ценность того, что они делают: не отмечает их заслуги, критикует и не дает конструктивную обратную связь. Согласно результатам исследования, 79% людей очень важно понимать полезность своей работы. Если результат продолжительное время отсутствует или нет понимания, кому он нужен, — происходит выгорание.

Например, пилотные проекты часто вызывают демотивацию у сотрудников, которые ими занимались. Особенно если пилот был успешным, но было принято решение не реализовывать масштабный проект.

Как решать

Если вы понимаете, что проект займет долгое время и сотрудники увидят результаты нескоро, систематически проводите с ними мотивационные беседы, объясняйте ценность их работы. Если вам пришлось закрыть проект раньше времени, то:

  • Объясните причины. Дайте понять, что дело не в том, как они выполнили работу, а в объективных факторах.
  • Обсудите, как результаты работы или опыт можно применить в других проектах. Иначе у сотрудников сложится чувство, что они бессмысленно потратили время. Например, был реализован пилотный продукт, в процессе была собрана эффективная команда, руководителю проекта удалось быстро согласовать новую форму проектной документации, составляющие самого продукта могут быть применимы в других областях, это означает, что из нереализованного пилота можно забрать: новую форму проектной документации;
  • алгоритм быстрого согласования документов; слаженную команду, которая может показать себя эффективно в других направлениях; инструменты работы с командой, выстраивания коммуникации.
Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 17:01
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 17:01
Йоханнес Клебо одержал 100-ю победу на этапах Кубка мира Спорт, 17:23
Макрон опроверг, что предупредил Зеленского о предательстве США Политика, 17:17
Много света: где найти квартиру с окнами в пол РБК и ПИК, 17:15
Рената Латыпова, основатель бренда украшений Baggira Стиль, 17:13
Швецов спрогнозировал двузначную ключевую ставку на несколько лет Инвестиции, 17:13
FT включила Маргариту Симоньян в список влиятельнейших людей года Политика, 17:06
«Галс-Девелопмент» провел публичную дискуссию на тему «Дом как судьба» Пресс-релиз, 17:05
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Путин начал встречу с президентом Индии Политика, 17:04
ГАИ опровергла планы ужесточить регистрацию авто с большим пробегом Общество, 17:01
Биткоин-ETF BlackRock потерял $2,7 млрд из-за рекордного оттока средств Крипто, 16:58
Расслабленная жизнь как на курорте: каким будет квартал Dream Riva РБК и Dream Riva, 16:55
Макрон признал, что ЕС не принудит Россию к переговорам с ним по Украине Политика, 16:50
Золотые резервы России впервые превысили $300 млрд Экономика, 16:50
На Украине в вузах и колледжах нашли 50 тыс. уклонистов от мобилизации Политика, 16:46