Транскорейской магистрали угрожает сам Пхеньян
Не от хорошей жизни: в стране бушует голод, государственные запасы свободно конвертируемой валюты близки к нулю, а основные фонды, построенные когда-то с помощью СССР и континентального Китая, приходят в состояние ветхости. И вот теперь "дорогой руководитель" Ким Чен ИР, доведший в прошлом году своим путешествием из Пхеньяна в Москву и обратно пассажиров российских железных дорог до слез и исков в суды, решил, для финансирования реконструкции Транскорейской магистрали, создать международный консорциум.
О таком решении объявлено по итогам переговоров министра путей сообщения России Геннадия Фадеева с министром железных дорог КНДР Ким Ен Самом. В консорциум кроме России и двух Корей – Северной и Южной - должны войти все страны, заинтересованные в строительстве и эксплуатации Транскорейской магистрали, а это означает как полукоммунистический Китай, так и капиталистическую Европу.
Напомним, согласно оценкам специалистов, стоимость проекта по реконструкции Транскорейской магистрали составляет 2,3 - 2,7 млрд долларов, сроки реализации - 5 лет. Причем российское МПС готово взять на себя финансирование подготовки бизнес-плана реконструкции магистрали, для чего руководство министерства намерено обратиться в правительство с предложением включить эти расходы в инвестиционную программу МПС. Между прочим, россияне уже сейчас предлагают для Транскорейской магистрали колею международного стандарта, чтобы не надо было многократно менять колесные пары под вагонами. Таким образом удастся минимизировать эксплуатационные расходы.
Кроме того, в ходе переговоров достигнуто принципиальное согласие северокорейской стороны на участие в трехсторонней встрече России, Республики Корея и КНДР на уровне глав железнодорожных администраций. На этой встрече с участием представителей министерств иностранных дел и экономического блока этих стран будут рассмотрены вопросы получения российской стороной гарантий о направлении грузопотоков и взаимоприемлемые принципы дальнейшего сотрудничества по реализации данного проекта.
Однако ядерные амбиции Пхеньяна могут похоронить этот многообещающий проект, реализацию которого многие эксперты считают весьма быстрым, безопасным и дешевым способом перемещения грузов и людей из Азии в Европу. После того, как северокорейские представители отказались прекратить деятельность в сфере оружия массового поражения, инвесторы могут и не найтись, Южной Корее придется крепить оборону и строить бомбоубежища, а у России для реализации проекта Транскорейской магистрали в одиночку не хватит капитала. И к тому же активность Ким-Чен-Ира в области создания ядерного оружия может подпасть под "антитеррористическую" резолюцию ООН. А в этом случае Геннадий Фадеев не будет иметь права говорить со своим северокорейским коллегой даже по телефону. Так что по вине северокорейского режима проект Транскорейской магистрали на самом деле не так уж и стабилен, как кажется на первый взгляд.