PricewaterhouseCoopers повысил прогноз для инвестиций в РФ
Такое заключение содержится в четвертом исследовании рынка розничной торговли и производства товаров широкого потребления PricewaterhouseCoopers под названием "От Пекина до Будапешта: бренды-победители, форматы-победители", анализирующего состояние рынков в 2004г. и первой половине 2005г. (резюмированного к ноябрю с.г.).
"Россия вошла в число стран, предлагающих наилучшие инвестиционные возможности для компаний сектора розничной торговли и производства товаров широкого потребления", - говорится в отчете. В группу перспективных для инвестиций вошли также еще шесть стран: Китай, Индия, Турция, Вьетнам, Румыния и Болгария.
Авторы исследования выделяют ряд общих черт и тенденций, на которые стоит обращать внимание внутренним и внешним инвесторам в потребительский сектор: разделение потребителей и поляризация рынков, неравномерное распределение доходов, а также сильные различия между городским и сельским населением, свойственные практически всем странам-участникам обзора. Эти факторы приводят к тому, что потребители разделяются в странах Восточной Европы и Азии на две базовые категории: "покупатели, озабоченные ценой", и "новые богатые". Данные категории определяют и успех соответствующих форматов и классов товаров. Дискаунтеры, private labels, дешевые товары - все это пользуется и будет пользоваться успехом среди малообеспеченных слоев населения и со временем заменит традиционные форматы розницы. В то же время растущий средний уровень обеспечивает развитие более дорогих форматов, таких, как гипермаркет, супермаркет. Особое место занимает сегмент товаров и розницы класса "люкс", который пользуется огромной популярностью у богатеющего населения в регионе, где раньше, в силу материальных или политических ограничений, доступа к подобной продукции не было.
При этом эксперты PricewaterhouseCoopers считают, что приобретение или создание совместного бизнеса с местными игроками остаются основными способами выхода на рынок России и других стран анализируемой географической зоны для международных компаний. "Франчайзинговая форма развития также начинает приобретать популярность у инвесторов, однако пока не столь распространена, как две предыдущие", - говорится в отчете.
Однако отмечается, что нехватка квалифицированного персонала остается одной из основных проблем для инвесторов в регионе. Аналитики полагают, что Интернет и мобильная связь могут стать в будущем самыми важными каналами рекламы и сбыта, однако в ряде стран, включая Россию, уровень проникновения этих средств связи в регионы остается достаточно низким. Так, 22 млн россиян пользуется Интернетом, 81 млн - мобильной связью. Основная часть пользователей концентрируется в крупных городах.
Помимо этого, недостаточно развитые инфраструктура и логистика остаются большой проблемой для большинства стран в Азии, а также для России.
Возможное вступление России в ВТО также оценивается авторами исследования неоднозначно. С одной стороны, оно может негативно отразиться на отечественных производителях из-за роста конкуренции, а с другой - будет способствовать установлению более благоприятного инвестиционного климата и повышению уровня инвестиций.
Однако в сравнении с предыдущим годом у инвесторов появилось больше возможностей, и несколько снизилась неопределенность ведения бизнеса, которая придавала большие риски прошлому анализируемому периоду. Среди позитивных факторов для улучшения инвестклимата в РФ в области потребрынков аналитики выделили стабильный экономический рост; расширение областей для потенциального инвестирования средств; большой потребительский рынок, который отличается быстрыми темпами роста в течение нескольких лет и сохраняет значительный потенциал; высокую прибыльность рынков FMCG (товары массового спроса).
Среди положительных инициатив власти в отношении бизнеса в РФ аналитики назвали усилия, направленные на улучшение условий ведения бизнеса в целом за счет снижения налогового бремени и снижение административных барьеров как для российских, так и для иностранных компаний. При этом эксперты отмечают, что региональные правительства устанавливают дополнительные стимулы для привлечения прямых иностранных инвестиций, включая снижение региональных налоговых ставок или предоставление налоговых льгот по региональным составляющим налоговых платежей.