Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Венесуэла выдала «Роснефти» лицензию на газовые месторождения на шельфе 02:27, Бизнес Во Франции на аукционе скелет мамонта продали за €548 тыс. 01:20, Общество Россияне выбрали название для моста через Керченский пролив 01:15, Общество СМИ узнали об уведомлении родителей плененного ИГ казака о его смерти 00:39, Общество В Чувашии полицейский насмерть сбил женщину 00:29, Общество В Иркутской области в ДТП с рейсовым автобусом пострадали 10 человек 16 дек, 23:51, Общество В штабе Собчак пояснили условия ее отказа от участия в выборах 16 дек, 23:18, Политика В Петербурге суд арестовал следователя по подозрению в получении взятки 16 дек, 23:13, Общество 15 идей подарков для коллег и бизнес-партнеров 16 дек, 22:47, РБК и Афимолл Сити Губернатор Подмосковья назвал сроки устранения неприятного запаха 16 дек, 22:43, Общество В Совфеде заявили о желании России помочь Асаду в борьбе с «хаосом» 16 дек, 22:22, Политика СМИ сообщили о письме Саакашвили к Порошенко с предложением мира 16 дек, 22:09, Политика «Реал» второй год подряд выиграл чемпионат мира среди клубов 16 дек, 21:58, Спорт В Австралии при обрушении балкона во время корпоратива погиб один человек 16 дек, 21:09, Общество Курс биткоина пробил отметку $19000 в преддверии начала торгов на СМE 16 дек, 21:07, Финансы Сбербанк пообещал акционерам 1 трлн руб. дивидендов к 2020 году 16 дек, 21:05, РБК и Сбербанк В Аргентине отправили в отставку главу ВМС после пропажи подлодки 16 дек, 20:48, Политика Суд принял к производству иск «Системы» к «Роснефти» на 330,5 млрд руб. 16 дек, 20:41, Бизнес Улюкаев рассказал о первой ночи в СИЗО 16 дек, 20:15, Общество Арестовали второго подозреваемого в подготовке теракта в Казанском соборе 16 дек, 20:12, Общество IT-технологии для роста бизнеса: анализ и практика 16 дек, 20:02, SAP и РБК Помощник президента назвал количество нелегальных свалок в России 16 дек, 19:47, Общество Сборная России по хоккею победила Канаду на Кубке Первого канала 16 дек, 19:22, Спорт Собчак заявила о готовности уйти с выборов для единства оппозиции 16 дек, 19:20, Политика ПАРНАС отказалась выдвигать своего кандидата на президентские выборы 16 дек, 19:11, Политика Неустранимые сомнения: что не так с показаниями по делу Улюкаева 16 дек, 19:11, Мнение Камеру для Улюкаева пообещали подобрать после беседы с психологом 16 дек, 18:38, Общество Самолет «Аэрофлота» вынужденно приземлился в Астрахани 16 дек, 18:34, Общество
Добрались до Арктики: как Китай собирается освоить Северный морской путь
Обвал рынков, 30 окт, 2015 20:47
0
Добрались до Арктики: как Китай собирается освоить Северный морской путь
Китайский концерн COSCO, владеющий сотнями сухогрузов, начнет использовать Севморпуть для торговли с Европой. Короткий путь через Арктику имеет немало преимуществ, но и свои недостатки, предупреждают эксперты
Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images

​Китайский концерн морских грузоперевозок COSCO анонсировал планы по запуску маршрута поставок из Азии в Европу через Северный морской путь. Как сообщили изданию The Wall Street Journal в пресс-службе компании, COSCO «активно изучает возможность регулярных операций на северном маршруте», для чего корпорация планирует купить или построить соответствующие условиям ледокольно-транспортные судна.

Пока что COSCO обладает лишь одним подобным кораблем — универсальным грузовым судном «Юн Шэн». По данным Marine Traffic, этот сухогруз длиной 160 м и полной грузоподъемностью 19,2 тыс. т был построен в 2002 году и сейчас обслуживает южный маршрут между Китаем и Европой: через Сингапурский пролив и Суэцкий канал. Однако именно «Юн Шэн» в 2013 году и в октябре 2015 года совершил два пробных рейса по Севморпути. Успех обеих операций подтолкнул COSCO к планированию дальнейших поставок через Северный Ледовитый океан.

COSCO является одним из крупнейших операторов морских грузоперевозок в мире. По итогам 2014 года выручка всей группы компаний составила $27,5 млрд, что позволило COSCO занять 432-е место в общемировом списке Fortune 500. Флот COSCO состоит из 800 судов общей грузоподъемностью 56 млн т. За год корабли компании перевозят свыше 400 млн т разнообразных грузов.

В Пекине не впервые проявляют интерес к Северному морскому пути — в 2013 году Китай стал постоянным членом — наблюдателем Арктического совета, объединяющего восемь приполярных держав. А п​ервые сообщения о том, что Китай готовится создать свой ледокольный флот, который может теоретически сопровождать торговые суда, относятся еще к 2010 году. Пока единственным китайским ледоколом является построенный в 1993 году в Херсоне «Сюэ Лун» («Снежный дракон»)  — в том же 2010 году он достиг Северного полюса. К 2016 году в Китае должен сойти со стапелей более совершенный ледокол.

Снежная шапка

Последние десятилетия температура в регионе Северного ледовитого океана повышается, в связи с чем площадь ледяного покрова в Арктике сокращается, свидетельствуют данные Национального центра данных по снегу и льду США (NSIDC). Максимального размера ледяной покров достигает к началу марта, когда во льдах находится весь океан площадью 15 млн кв. км.

Самый теплый период года в Арктике — середина сентября. Причем если в начале 1980-х годов площадь ледяного покрова в сентябре составляла в среднем 7 млн кв. км (45% поверхности океана), то с каждым десятилетием распространение торосов сокращалось, и в последние годы составляет 4–5 млн кв. км в самое теплое время года. Рекорд за все время наблюдений был поставлен 17 сентября 2012 года — всего 3,78 млн кв. км. В 2015 году минимум пришелся на период с 9 по 11 сентября — 4,41 млн кв. км ледяного покрова.

Стремительное таяние арктических льдов вызывает беспокойство ученых и экологов. В сентябре 2012 года активисты Greenpeace, наблюдающие за толщиной льда с борта ледокола Arctic Sunrise, прогнозировали, что при текущей тенденции Арктика будет полностью избавляться от льда в теплый сезон к 2030 году. По их мнению, это приведет к изменениям в распределении тепла и холода в Северном полушарии и в конечном итоге к экологическим катаклизмам.

Сокращение площади льдов летом и осенью теоретически делает Севморпуть более привлекательным для морских перевозок. Пока роль транзита через Арктику весьма незначительна: в 2013 году объем перевозок по этому маршруту достиг исторического максимума в 1,4 млн т. Всего за период навигации (с июля по ноябрь) по маршруту прошло 71 транспортное судно. Однако после аномального потепления в 2012 году транзитный поток, напротив, стал сокращаться. По данным Сергея Балмасова, руководителя Northern Sea Route Information Office (совместный проект норвежского Центра логистики Крайнего Севера и российского «Росатомфлота»), в 2013 году он составил около 1,3 млн т, в 2014 году — уже 270 тыс. т. В 2014 году число транзитных кораблей сократилось до 50 (в среднем по одному судну за три дня). За неполный сезон 2015 года транзитные перевозки составляют лишь около 100 тыс. т.

Пробный шар

The Wall Street Journal со ссылкой на анонимных аналитиков утверждает, что к 2021 году объем перевозок по северному маршруту вырастет десятикратно, до 15 млн т ежегодно. Правда, отмечает издание, это все равно будет несопоставимо с 900 млн т грузов, проходящих каждый год по южному маршруту — через Суэцкий канал. Но в теплое время года китайские сухогрузы могут достичь Европы через Арктику на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал: около 35 дней вместо 48 дней.

Балмасов уточняет, что интерес могут представлять поставки энергоресурсов с разрабатываемых сейчас арктических месторождений — объем этих перевозок в ближайшие годы действительно может серьезно вырасти. «Если же говорить о транзите между Европой и Азией через Севморпуть, чем и планирует заниматься COSCO, то сейчас его интенсивность довольно слабая, а у рынка нет таких потребностей», — заявил он РБК.

Семь секретов китайского экономического чуда Еще 3 фото
Фотогалерея

Основные причины спада — экономическая и организационная нецелесообразность. «Перевозчикам в перспективе нужна круглогодичная доступность маршрута, — говорит Балмасов. — Кроме того, очень трудно выцепить судно из торговой цепочки на другом маршруте и перенаправить его на Севморпуть. В целом требуются большие инвестиции во флот, круглогодичная навигация и возможность обеспечить поставки без задержек». Таяние льдов открывает окно возможностей для перевозчиков, но для разворота грузовых потоков предпосылок пока недостаточно, считает эксперт. Планы COSCO являются лишь попыткой показать, что транзит через Севморпуть технически возможен.

COSCO может и не стать первопроходцем среди китайских морских перевозчиков в Арктике. На этой неделе компания отчиталась за третий квартал 2015 года — чистый убыток составил $270 млн против прибыли в $250 млн годом ранее. Как отмечает The South Chima Morning Post, причиной убытков стало замедление мировой торговли. В таких условиях развитие затратного сообщения через Арктику может оказаться под вопросом.

Наконец, 26 октября в СМИ появился протокол последнего заседания правления COSCO, на котором дисциплинарный инспектор Сюй Айшэн раскритиковал руководство концерна за коррупцию, кумовство и нарушение партийного устава. Financial Times в связи с этим не исключает возможных арестов.

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.