Позиции платины на рынке драгметаллов наиболее крепки
В текущем году цены на платину демонстрировали сильную волатильность. Сначала рынок этого металла вырос на 50%, протестировав рекордный максимум на отметке 2290 долл./унция, однако с тех пор цены упали на 25%, и в настоящее время платина торгуется ниже отметки 1800 долл./унция. Ралли начала года было вызвано перебоями в поставках электроэнергии, отмечают аналитики Barclays Capital, однако слабость последнего времени, по их мнению, является результатом ликвидации длинных позиций, причиной чего в свою очередь стало ожидание сокращения спроса. Внимание рынка переключилось с перебоев в поставках на такие факторы, как снижение прогноза автомобильных продаж, увеличение затрат на топливо и переход граждан на малолитражные автомобили. Последним производителем автомобилей, пересмотревшим прогноз продаж в сторону понижения, стала Toyota, присоединившаяся к пессимистическим заявлениям со стороны General Motors, Ford и Renault.
"Однако насколько показательны эти пересмотры?", - задают вопрос аналитики Barclays Capital. Спрос на платину для автомобильных катализаторов в начале десятилетия резко вырос. Причиной этого стало ужесточение законодательства в отношении выброса выхлопных газов в атмосферу в сочетании с увеличением доли дизельного транспорта на рынке. В Европе доля автомобилей с дизельным двигателем продолжает расти в течение последних 16 лет. Это вызвано относительной дешевизной топлива, большей его эффективностью и налоговыми льготами, отмечают в Barclays Capital. За указанный период доля дизельного транспорта повысилась с 17 до свыше 50% от общего количества зарегистрированных машин. Тем не менее эксперты банка обращают внимание на то, что, несмотря на сохранение потенциала для дальнейшего проникновения дизеля на рынки Европы, ежегодные темпы роста замедлились.
Между тем потребление платины, без сомнения, стимулируется ужесточением законодательства в отношении выхлопных газов. Стандарт двигателей Euro I был введен в 1992г., а текущий стандарт -Euro IV - в 2005г. В недалеком будущем ожидается еще большее ужесточение правил - введение стандарта Euro V для транспорта со сверхмощным дизельным двигателем будет реализован в конце 2008г.-начале 2009г. С 1992г. спрос на платину в Европе вырос с 575 до 2080 тыс. унций в 2007г. В Barclays Capital отмечают, что в Европе спрос этот металл не перестает расти с 1997г., увеличиваясь даже в периоды сокращения автомобильного производства.
Конечно, тенденция к замене платины палладием и к экономии драгоценного металла на производстве продолжит существовать с учетом широкой ценовой дифференциал между платиной и палладием. На этом фоне в Barclays Capital не исключают замедления темпов роста спроса на платину в краткосрочном периоде, однако полагают, что платина продолжит получать поддержку в результате технологических ограничений и необходимости соблюдаться соответствие нормам охраны окружающей среды. По мнению аналитиков банка, беспокойство относительно замедления темпов роста продаж автомобилей ведет к смещению акцентов при определении перспектив рынка платины. Возможно, проблемы с подачей электроэнергии на данный момент разрешены, однако с учетом структурных трудностей в электроэнергетическом секторе ЮАР на рынке платины сохранится напряжение, считают аналитики Barclays Capital. Кроме того, до сих пор у биржевых складов не было возможности восстановить запасы платины, которые на этом фоне достигли исторически низких уровней. И хотя в краткосрочном периоде внимание рынка сместилось в сторону снижения спроса, платина все еще обладает наиболее крепкими фундаментальными показателями среди всего комплекса драгоценных металлов, считают в Barclays Capital.
Департамент аналитической информации РБК