Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Правительство предлагает бизнесу спасти Россию от бездорожья

Призывы к бизнесу инвестировать в дорожное строительство в последнее время звучат весьма часто от представителей самых различных эшелонов власти. Так, первый вице-премьер Сергей Иванов на расширенной коллегии Минтранса в феврале 2008г., говоря о приватизации дорог, заявил: "Не надо этого бояться".
Правительство предлагает бизнесу спасти Россию от бездорожья

Но о том, что платным дорогам в России - быть, стало известно еще в ноябре 2007г., после подписания президентом Владимиром Путиным закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности". Закон содержал перечень условий концессионных соглашений, подразумевающих использование дорог на платной основе.

Механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) постоянно совершенствуются за счет увеличения госфинансирования по соответствующим федерально-целевым программам (ФЦП). О необходимости поддержки капитала в дорожном строительстве "со стороны всех институтов развития" заявил Владимир Путин и уже будучи премьер-министром 20 мая с.г.

“Но на сегодняшний день от бизнеса предложений у нас достаточно, - говорит в эфире РБК-ТВ в программе “Диалог" гендиректор ФГУ “Дороги России" Олег Шахов. - И последние 3-4 года ГЧП развивается достаточно высокими темпами".

В таком случае призывы топ-чиновников к частному капиталу выглядят довольно странными – зачем все эти сигналы, если и так “предложений достаточно". Однако на этом противоречия в деле дорожного строительства не заканчиваются.

Напомним, большинство экспертов, говоря о российских дорогах, сетуют на нехватку госфинансирования. Президент Ассоциации дорожников Москвы Леонид Ховинский разводил руками в гостях у программы “В фокусе" в 2007г.: “Доля финансирования дорог в ВВП России всего 1% – меньше, чем в Монголии!". При этом, по словам С.Иванова, от бездорожья экономика РФ теряет 1,8 трлн рублей в год (“3% ВВП, больше всех расходов на оборону")!

Казалось бы, эту же точку зрения о неоходимости наращивания госфинансирования разделяет и глава правительства - 20 мая В.Путин заявил, что сумма в 13 трлн рублей, выделенных на соответствующие ФЦП, возможно, будет пересмотрена в сторону увеличения. Тогда же премьер пообещал губернаторам, что федеральная доля в финансировании региональных дорог также будет увеличена.

На фоне этого тренда несколько странными выглядят заявления министра транспорта Игоря Левитина о том, что к 2030г. государственная доля в финансировании дорог сократится с 80% до 60%. Эксперты призывают сегодня, напротив, в пожарном порядке наращивать эту долю. Что касается абсолютных чисел, то и здесь существуют разные мнения. Так, по словам гендиректора компании "Асдор" Александра Макеева, для привлечения частного капитала государству необходимо обеспечить как минимум 70% финансирования дорожных проектов.

Как бы то ни было, дискурс власти понятен - бизнес привлекается в дорожные проекты за счет гарантий государственного участия, а также за счет твердого “да" платным дорогам. “Гарантии бизнесу будут даны, - комментирует эту формулу О.Шахов. - Основной статьей его дохода будет плата за проезд, которая дифференцируется по видам транспорта: грузовые и легковые автомобили, автобусы".

Любопытно, что тот же С.Иванов, популяризируя идею платных дорог, ставит в пример даже опыт КНР: “На сегодняшний день в России нет ни одной платной хорошей дороги, хотя говорим об этом уже 10 лет. Даже в коммунистическом Китае полно платных дорог, а мы все планируем". Правда, специалисты могли бы возразить первому вице-премьеру, что доля платных дорог в общей дорожной сети США и стран ЕС занимает не более 2%.

Остается добавить, общая протяженность автомобильных дорог в России составляет 899 тысяч км при потребности в 1,5 млн. км. Плотность автодорог на тысячу жителей составляет 5,3 км (для сравнения: во Франции – 15, в США – 22). Около 1/3 населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием для постоянной круглогодичной связи с транспортной сетью общего пользования. По данным Всемирного банка, около 20 млрд долларов требуется сегодня только на срочный ремонт российских дорог.

При этом эксперты считают, что 2008г. ввиду мирового финансового кризиса – лучшее время для старта внутренних инфраструктурных проектов. "Я путешествовал по Азии и Ближнему Востоку , – рассказал РБК-ТВ директор по инвестициям Hermitage Capital Management Анатолий Романовский. – Все исходят из того, что рецессия в США началась. И фактически все страны ищут одно и тоже – возможность заместить снижение экспорта внутренними источниками роста. Правительства развивающихся стран пытаются или воздействовать на потребление, снижая ставки по кредитам, или увеличивают вливания в инфраструктурные проекты. Прежде всего, имеют возможности для старта подобных проектов те, кто выиграл от высоких цен на нефть".

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 3 мая
EUR ЦБ: 98,64 (+0,62)
Инвестиции, 02 мая, 16:32
Курс доллара на 3 мая
USD ЦБ: 92,05 (+0,27)
Инвестиции, 02 мая, 16:32
С низов до столичной жизни: как нейросети сочиняют песни и пишут музыку Pro, 08:46
Директор от России в МВФ допустил замену доллара единой валютой БРИКС Финансы, 08:39
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши Pro, 08:25
Промышленный объект получил повреждения в Николаевской области Политика, 08:18
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist Pro, 08:05
В белгородском селе мужчина пострадал при ударе дрона по автобусу Политика, 08:03
Суд изъял у структуры Потанина участок в Подмосковье по иску Рослесхоза Бизнес, 08:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Ъ» узнал, кто возглавит правительство Запорожской области Политика, 07:59
Над Крымом и Белгородской областью за ночь сбили шесть дронов Политика, 07:49
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:40
В Биробиджане женщина прикурила сигарету от Вечного огня Общество, 07:33
Премьер Грузии отменил визит в США из-за закона об иноагентах Политика, 07:11
В кабмин Сербии вошли попавшие под санкции США чиновники Политика, 07:10
Как смартфоны изменили подход зумеров к работе и отношениям Pro, 07:00