Минфин определяет стратегию развития банковского сектора
Так например, Минфин намерен снять ограничения для российских банков по выпуску ими собственных облигаций, сообщил РБК источник в министерстве. В настоящее время выпуск облигаций банками ограничен величиной их уставного капитала. Однако, подчеркнул источник, "сейчас рынок корпоративных облигаций хорошо развит, поэтому искусственно ограничивать выпуск банками облигаций не стоит".
Также источник в Минфине сообщил, что банковской стратегией предусмотрено упрощение процедуры оформления мелких кредитов (до 300 тыс. руб.). Кроме того, стратегия предусматривает развитие микрофинансовых организаций по предоставлению банковских услуг вне офисов самого банка. Эти меры, в частности, планируется закрепить законом о потребительском кредитовании, проект которого разрабатывают ЦБ и Минфин, отметил источник.
Кроме того, источник в ведомстве утверждает, что требования по минимальному размеру собственного капитала не менее 5 млн евро с 1 января 2007г. будут устанавливаться только для новых банков. При этом Минфин пошел на уступки ныне действующим банкам. Первоначально предполагалось распространить требования по минимальному размеру собственного капитала для всех банков. Данная банковская стратегия предполагает, что у всех действующих банков размер их собственных средств будет зафиксирован с 1 января 2007г., после чего он не должен снижаться.
Банковская стратегия также увеличивает с 2 до 10% уровень достаточности капитализации банков (соотношение капитала и активов). Это требование вводится с 2005г. для всех банков с капиталом меньше 5 млн евро, а с 2007г. распространяется на все остальные банки.
Согласно новой банковской стратегии, государство оставит за собой контроль над СБ РФ. Причём вопрос об изменении структуры акционеров Сбербанка будет рассматриваться после вхождения этой организации в систему страхования вкладов.
Кроме этого, собеседник РБК в министерстве сообщил, что в отношении Внешторгбанка (ВТБ), 99,95% акций которого находится у государства, предусматривается частичная приватизация в среднесрочной перспективе. При этом у государства должна сохраниться доля, которая позволит ему контролировать и влиять на политику ВТБ. Правовой статус Внешэкономбанка будет определен в ближайшее время.
В рамках определённой стратегии Минфин и ЦБ РФ дадут банкам возможность закрывать "неработающие" счета, при этом банки получат право самостоятельно принимать решения о закрытии счетов, по которым в течение двух лет не происходило движения средств, а также счетов с нулевым остатком.
В настоящее время эти вопросы решаются через суд, "причем это длительная и дорогостоящая процедура", сказал источник в Минфине. Он подчеркнул, что необходимость введения подобной меры во многом обусловлена большим количеством счетов, которые открывались в 1990-е годы фирмами-однодневками. В настоящее время банки тратят значительные усилия на их обслуживание.
Кроме того, стратегия также предлагает расширить перечень ликвидных активов, принимаемых в обеспечение кредитов рефинансирования. В частности, в их число предлагается включить облигации субъектов РФ и облигации РФ при условии их высокого рейтинга.
Что касается вкладов, то Минфин РФ разрабатывает поправки в Гражданский кодекс, предусматривающие создание нового так называемого безотзывного вклада. Об этом РБК сообщил источник в Минфине накануне рассмотрения правительством стратегии развития банковского сектора на 2004-2005гг. и до 2008г. Как пояснил источник, предусматривается, что вкладчик не сможет снять средства с такого счета ранее срока, установленного договором, однако при таком вкладе будет выгодный для вкладчика процент.
В случае если вкладчик намерен заранее снять свои средства, то он должен за определенный срок уведомить об этом банк. Источник сообщил, что в случае досрочного снятия средств, банк получит от вкладчика компенсацию, уровень которой не превысит размер процента по этому вкладу. Источник также подчеркнул, что условия возврата и размер компенсаций будут установлены прямой нормой закона. Источник подчеркнул, что Минфин "не собирается навязывать банкам такой вид вклада". "Мы даем им право выбора", - сказал он.
В рамках стратегии развития банковского сектора Минфин РФ намерен создать систему, определяющую деловую репутацию акционеров банка и его владельцев, причём банки должны будут "раскрывать своих акционеров, в том числе недобросовестных".
Стало известно, что для акционеров, приносящих ущерб самому банку и его вкладчикам, возможно, будет предусматриваться административная ответственность. Также для них, возможно, будет установлен запрет на приобретение крупных пакетов акций в других кредитных организациях.
"Банк - это публичная организация, поэтому человек, допускающий такие шаги, не должен дальше реализовывать свои возможности в другом банке", - отметил источник в Минфине. Однако, пояснил собеседник РБК, все эти вопросы должны решаться только в судебном порядке. Соответствующий законопроект Минфин намерен представить в правительство в следующем году.
Министерство финансов РФ рассчитывает, что в результате реализации банковской реформы в 2008г. активы банковского сектора составят 56-60% от ВВП РФ. В настоящее время активы банковского сектора составляют 42,2% от ВВП.
Предполагается, что к 2008г. совокупный капитал банков возрастет с 6,1% до 7-8% от ВВП, кредиты реальному сектору экономики увеличатся с 18% до 26-28% от ВВП. При этом источник особо подчеркнул, что Минфин и ЦБ РФ не планируют влиять на изменения количества кредитных организаций: "число банков может сокращаться только рыночным путем".
Собеседник РБК в министерстве сообщил, что в рамках банковской реформы предусматривается ряд мер, направленных на повышение прозрачности банков - развитие потребительского кредитования, увеличение капитализации, а также повышение конкурентоспособности банковского сектора. В числе последних источник назвал меры по развитию системы страхования вкладов, создание кредитных бюро и бюро по регистрации залогов на движимое имущество.
Также он подчеркнул, что при этом сохранится запрет на открытие филиалов иностранных банков в России. Иностранные банки могут присутствовать в РФ только в качестве отдельных юридических лиц - дочерних организаций.
Кроме того сегодня стало известно, что чистые иностранные активы банковского сектора в РФ, по предварительным данным ЦБ РФ, на 1 июня 2004г. составили 2 трлн 507 млрд 414,3 млн руб. Таким образом, объем чистых активов вырос по сравнению с состоянием на 1 апреля 2004г. на 3%, а за 5 месяцев текущего года они увеличились на 19,6% (с 2 трлн 95 млрд 878 млн руб. на начало с.г.), сообщил Банк России.
Денежная масса, включая депозиты в иностранной валюте, по предварительным данным ЦБ РФ, за май 2004г. увеличилась на 3,4% (за 5 месяцев рост составил 10,2%) и по состоянию на 1 июня 2004г. составила 4 трлн 365 млрд 747,3 млн руб., в том числе наличные деньги, не находящиеся на банковских счетах, - 1 трлн 220 млрд 500,5 млн руб.
По предварительным данным Центробанка, объем внутреннего кредита банковского сектора в России за май 2004г. уменьшился на 0,8% и составил 3 трлн 779 млрд 209,7 млн руб. Из общей суммы внутреннего кредита чистые кредиты органам государственного управления составили 354 млрд 051,3 млн руб., требования к нефинансовым государственным предприятиям - 150 млрд 815,1 млн руб., требования к предприятиям частного сектора - 3 трлн 188 млрд 854,5 млн руб., требования к прочим финансовым институтам - 53 млрд 559,2 млн руб.