Российский бюджет стал еще более секретным

В минувший четверг, 25 мая, правительство внесло в Госдуму законопроект о поправках в федеральный бюджет этого года. Впервые с 2008 года в пакете документов, внесенных в парламент, не оказалось информации о полных расходах бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации («Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика» и т.д. — всего 14 разделов, в каждом из которых выделено еще до 13 направлений). Полные расходы — это открытые плюс закрытые (секретные) ассигнования. В результате парламент и общество могут лишиться инструмента, который позволял хоть как-то детализировать секретные расходы бюджета. Минфин не видит такой проблемы и объясняет изменение, которое считает несущественным, большей ориентацией правительства на «программно-целевой подход».
Правительство предложило увеличить общие расходы бюджета на 362 млрд руб. в 2017 году (относительно действующей версии закона о бюджете), писал РБК. Из них только 193,4 млрд руб. идут по открытым статьям, а 168,4 млрд — секретно. Если раньше про секретные ассигнования можно было сказать, к примеру, что дополнительные закрытые расходы в 118 млрд руб. пойдут на прикладные научные исследования в области национальной обороны (один из подразделов бюджетной классификации), то сейчас такой возможности нет. В пояснительной записке правительство пишет, что «информация об изменении бюджетных ассигнований представлена <…> в разрезе государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности». Раньше пояснительная записка была снабжена приложением, по которому были видны секретные расходы по разделам и подразделам, но теперь такого приложения нет.
Заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин, долгое время анализирующий прозрачность российского бюджета, не удивлен: все большая бюджетная закрытость — это многолетний тренд, указывает он. Федеральный бюджет двигался в правильном направлении с точки зрения открытости и прозрачности, по крайней мере в военных расходах, примерно до 2006 года, после чего началась негативная тенденция, вспоминает он. Сейчас все-таки нужно дождаться дальнейших отчетов Счетной палаты по федеральному бюджету — она публикует в них сведения об общих расходах бюджета по разделам и подразделам и, может быть, продолжит так делать — тогда потери информации не произойдет. А вот Федеральное казначейство почему-то перестало публиковать такие данные в своих ежемесячных отчетах об исполнении бюджета начиная с февраля 2016 года, говорит Зацепин (это действительно так, проверил РБК). Казначейство и Счетная палата пока не ответили на запросы.
До 2008 года полные расходы по разделам и подразделам бюджетной классификации входили в состав табличных приложений к тексту законопроекта, после давались лишь в пояснительной записке к проекту.
