Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Байден назвал своей целью объединение США Политика, 20:44 Роскомнадзор потребовал от TikTok удалить призывы к протестам Политика, 20:42 Нурмагомедов рассказал об ошибке двоюродного брата в дебютном бою в UFC Спорт, 20:34 СК завел дело после массового отравления школьников в Подмосковье Общество, 20:33 МИД России предложил Байдену продлить договор СНВ на пять лет Политика, 20:29 Трамп вернулся в свое имение во Флориде Политика, 20:20 Инаугурация президента США Джо Байдена. Главное Политика, 20:16 «Новая надежда». Брат Хабиба задушил соперника в дебютном бою в UFC Спорт, 20:14 В Венгрии регулятор рекомендовал одобрить применение «Спутника V» Общество, 20:07 Каррера предрек Кокорину успех в случае перехода в «Фиорентину» Спорт, 20:05 В Бразилии задержали пытавшегося вывезти более 200 животных россиянина Общество, 19:56 ГИБДД предупредила об аннулировании «серых» карт техосмотра Авто, 19:50 Джо Байден вступил в должность президента США Политика, 19:48 Путин и Лукашенко обсудили борьбу с COVID-19 Политика, 19:45
Экономика ,  
0 

Российский бюджет стал еще более секретным

Во внесенных на прошлой неделе в Госдуму правительственных поправках в бюджет впервые за много лет не оказалось данных о полных расходах по функциональным направлениям, таким как оборона или безопасность. Увидеть, на что идут секретные расходы, станет еще труднее
Антон Силуанов на заседании правительства России
Антон Силуанов на заседании правительства России (Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»)

В минувший четверг, 25 мая, правительство внесло в Госдуму законопроект о поправках в федеральный бюджет этого года. Впервые с 2008 года в пакете документов, внесенных в парламент, не оказалось информации о полных расходах бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации («Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика» и т.д. — всего 14 разделов, в каждом из которых выделено еще до 13 направлений). Полные расходы — это открытые плюс закрытые (секретные) ассигнования. В результате парламент и общество могут лишиться инструмента, который позволял хоть как-то детализировать секретные расходы бюджета. Минфин не видит такой проблемы и объясняет изменение, которое считает несущественным, большей ориентацией правительства на «программно-целевой подход».

Правительство предложило увеличить общие расходы бюджета на 362 млрд руб. в 2017 году (относительно действующей версии закона о бюджете), писал РБК. Из них только 193,4 млрд руб. идут по открытым статьям, а 168,4 млрд — секретно. Если раньше про секретные ассигнования можно было сказать, к примеру, что дополнительные закрытые расходы в 118 млрд руб. пойдут на прикладные научные исследования в области национальной обороны (один из подразделов бюджетной классификации), то сейчас такой возможности нет. В пояснительной записке правительство пишет, что «информация об изменении бюджетных ассигнований представлена <…> в разрезе государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности». Раньше пояснительная записка была снабжена приложением, по которому были видны секретные расходы по разделам и подразделам, но теперь такого приложения нет.

Заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин, долгое время анализирующий прозрачность российского бюджета, не удивлен: все большая бюджетная закрытость — это многолетний тренд, указывает он. Федеральный бюджет двигался в правильном направлении с точки зрения открытости и прозрачности, по крайней мере в военных расходах, примерно до 2006 года, после чего началась негативная тенденция, вспоминает он. Сейчас все-таки нужно дождаться дальнейших отчетов Счетной палаты по федеральному бюджету — она публикует в них сведения об общих расходах бюджета по разделам и подразделам и, может быть, продолжит так делать — тогда потери информации не произойдет. А вот Федеральное казначейство почему-то перестало публиковать такие данные в своих ежемесячных отчетах об исполнении бюджета начиная с февраля 2016 года, говорит Зацепин (это действительно так, проверил РБК). Казначейство и Счетная палата пока не ответили на запросы.

До 2008 года полные расходы по разделам и подразделам бюджетной классификации входили в состав табличных приложений к тексту законопроекта, после давались лишь в пояснительной записке к проекту.

Фото: Артем Коротаев / ТАСС
Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Как структурирована бюджетная информация

Структура российского бюджета подается тремя способами — функциональный (по разделам и подразделам), программный (по программам и непрограммным мероприятиям) и ведомственный (по главным распорядителям бюджетных средств). Во всех трех измерениях Минфин давно представляет только открытую часть расходов, но специальное приложение к пояснительной записке давало возможность увидеть полную структуру расходов (вместе с закрытой частью) хотя бы в разрезе разделов и подразделов. Например, действующий закон о бюджете 2017 года показывает расходы на оборону страны в размере чуть больше 1 трлн руб. (открытая часть), но общие расходы на это направление заложены в объеме 2,84 трлн руб. — больше 50% засекречены. Доля закрытых расходов в федеральном бюджете в целом неуклонно растет с 2012 года и в прошлом году достигла постсоветского максимума в 21,7%, при этом секретные расходы есть практически во всех разделах бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом правительство вносит в Госдуму проект поправок в бюджет текущего года вместе с пояснительной запиской, но формат пояснительной записки никак законом не регламентирован. Она не является частью самого бюджета и не публикуется в составе закона о бюджете. Во внесенных в Госдуму документах правительство никак не объясняет уменьшение объема предоставляемой информации. РБК направил запрос в профильный комитет Думы по бюджету и налогам, но пока не получил ответа (возможно, недоступную сейчас информацию позже опубликует комитет). В октябре 2016 года Совет Госдумы утвердил список профильных комитетов, которые рассматривают отдельные разделы и подразделы бюджета 2017 года (например, «Общегосударственные вопросы» — комитет по бюджету, «Национальная оборона» — комитет по обороне и т.д.).

Минфин недавно подготовил законопроект о совершенствовании формата и структуры федерального бюджета в целях «повышения прозрачности» бюджета, оптимизации его содержания и эффективности его составления и правки. Сложившийся подход нагружен «излишней детализацией и чрезмерным дублированием показателей бюджета», отмечает ведомство в пояснительной записке к этому законопроекту. Но от трех бюджетных измерений Минфин не планирует отказываться, следует из законопроекта.

Исследование РБК: потерянное десятилетие российского бюджета
Минфин не видит никакого дополнительного засекречивания в бюджетных правках, следует из ответа пресс-службы министерства на запрос РБК. «Документ [внесенный правительством в Госдуму] сопровождают все необходимые для работы с ним пояснительные записки и приложения, позволяющие провести полноценный анализ. В связи с тем что правительство РФ в своей работе уделяет все большее внимание программно-целевому подходу, пояснительная записка содержит описание расходов в разрезе государственных программ и непрограммных направлений, так как программная структура расходов федерального бюджета представляется значимой», — ответила пресс-служба Минфина.

Бюджетные расходы: на войну и на мир

При участии Екатерины Копалкиной

Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"