Высокоскоростные магистрали в России могут начать строить уже в 2013г.
При этом развитие ВСМ названо ключевым ориентиром развития железнодорожных пассажирских перевозок.
Согласно документу, планируется строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали на направлении Москва - Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) и высокоскоростной магистрали на направлении Москва - Екатеринбург (ВСМ-2) с возможностью реализации на ее основе перспективных высокоскоростных линий по маршрутам Омск - Новосибирск, Новосибирск - Красноярск, Казань - Самара.
В случае реализации проекта ВСЖМ-1 расстояние в 659 км между Москвой и Санкт-Петербургом высокоскоростные поезда будут проходить за три часа, развивая на отдельных участках скорость до 400 км/ч. Общая стоимость строительства ВСМ между двумя столицами оценивается 1 трлн 204 млрд руб., прогнозируемый пассажирооборот - от 5 млрд пассажиро-километров (п-км) в 2018г. до 7,5 млрд п-км в 2030г.
Стоимость первого этапа проекта ВСМ-2 (Москва - Екатеринбург) протяженностью 1 тыс. 615 км оценивается в 1 трлн 530 млрд руб. За эти деньги время поездки между Москвой и Екатеринбург планируется уменьшить с 30 до 8 часов.
Напомним, что Программа организации скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог на перспективу до 2020 года была утверждена руководством ОАО "Российские железные дороги" еще в 2006г. Однако на сегодняшний день из предусмотренного в программе 21 направления скоростное движение реализовано только на трех: Москва - Санкт-Петербург, Санкт-Петербург - Хельсинки и Москва - Нижний Новгород.
В начале 2012г. РЖД были разработаны предложения к долгосрочной национальной программе развития скоростного и высокоскоростного движения. Согласно этой программе, определена необходимость создания ВСМ на участках Москва - Санкт-Петербург и Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург. А также организация скоростного движения на существующей железнодорожной инфраструктуре с максимальной скоростью 160-200 км/ч как во внутрироссийских сообщениях: Москва - Ярославль (282 км, 2 ч 30 мин.) и Новосибирск - Омск (627 км, 5 ч 30 мин.), так и в международных: Москва - Красное - Минск - Варшава - Берлин (по территории России - 487 км, 4 ч, всего - 750 км, 6 ч 30 мин - до Минска) и Москва - Суземка - Киев (по территории России - 488 км, 4 ч, всего - 856 км, 7 ч).
Кроме того, предполагается создание скоростного направления с транзитным движением поездов по территории Украины - Москва - Харьков - Адлер (протяженность линии - 1826 км, время в пути - 16 ч).
На втором этапе реализации программы в период 2021-2030гг. предполагается строительство ВСМ в международных сообщениях, в связях с Украиной и Белоруссией (с возможным дальнейшим продлением в Западную Европу).
Полигон скоростного движения в этот период планируется расширить на 4 тыс. км за счет реализации проектов в Поволжье (Москва - Саратов, Самара - Саранск, Самара - Пенза, Самара - Саратов, Саратов - Волгоград), на Урале (Екатеринбург - Челябинск), в Сибири (Новосибирск - Красноярск, Барнаул, Кемерово и Новокузнецк) и на Дальнем Востоке (Хабаровск - Владивосток).
Таким образом, в результате реализации национальной программы развития скоростного и высокоскоростного движения в Российской Федерации (в период 2012-2030гг.) общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий сети ОАО "РЖД" должна составить около 12 тыс. км.