Существование крупнейшего в мире морского пути под угрозой
Пираты захватывают с целью выкупа морские суда у берегов Сомали, где проходит один из крупнейших в мире водных торговых путей. Причем эксперты отмечают, что пиратство спровоцировало резкий рост на услуги по транспортировке грузов и уже угрожает самому существованию этого торгового пути.
Чаще всего нападения пиратов фиксируются в Аденском заливе, который имеет огромное экономическое значение, поскольку является водным путем по транспортировке нефти из Персидского залива в Европу. В год по этому заливу проходит порядка 20 тыс. судов, в 2007г. было перевезено 700 млн тонн груза – около 9% от всех мировых морских перевозок. При этом лишь за этот год сомалийские пираты захватили 30 судов. "Всем транспортным компаниям следует отнестись к пиратству очень серьезно. В последнее время отмечается резкое увеличение числа нападений", - сетует директор Международного морского бюро по борьбе с пиратством (International Maritime Bureau) Поттенгал Мукундан.
При этом еще в мае с.г. представители Joint War Committee при Lloyd's Market Association отмечали, что этот морской путь стал чрезвычайно опасен "из-за войны, террактов и сопутствующих рисков". П.Мукундан добавляет, что создавшаяся ситуация значительно увеличивает производственные расходы для судоходных компаний. "Причем нельзя предположить, во сколько эта поездка может в конечном итоге обойтись", - отмечает он.
На данный момент в заложниках у сомалийских пиратов находится около 130 человек и по меньшей мере семь судов. Самое интересное, что доходы от пиратства могут быть действительно огромными. Обычно пираты требуют выкуп в размере 10 тыс. долл., но очень часто эта сумма оказывается значительно больше. Причем до сих пор не известно, кто на самом деле стоит за сомалийскими пиратами. У экспертов море догадок - начиная от "Аль-Кайеды" и заканчивая йеменскими криминальными авторитетами. Более того, есть аналитики, утверждающие, что пиратство финансируется некоторыми арабскими странами.
Как бы то ни было, пока властям развитых и развивающихся стран не удается остановить сомалийских пиратов, не удается контролировать и пиратские деньги. Это в свою очередь вызывает цепную реакцию: привлеченные большими "заработками", в пираты идет все больше сомалийцев. "Для того чтобы избавиться от пиратов, необходимо решить все проблемы на территории сомалийского государства. Но пока это маловероятно. Соответственно, в ближайшее время существование морского торгового пути через Аденский залив может оказаться под угрозой", - заключает эксперт исследовательского центра при Международной группе по предотвращению кризисов (International Crisis Group) Рашид Абди.