Минфин советует получать полисы ОСАГО по почте
В некоторых регионах сегодня купить полис ОСАГО практически невозможно. Под разными предлогами компании отказываются заключать договоры по этому виду страхования. Например, страховщики могут сказать, что закончились бланки, или будут утверждать, что купить полис ОСАГО без расширения ответственности невозможно.
Заветный полис
Поток жалоб граждан на действия страховых компаний в надзорные органы растет с каждым месяцем. За весь 2013г. в ФАС поступило 1200 обращений, только за четыре месяца этого года - 685. Представитель Банка России сообщил РБК, что за первые три квартала прошлого года было получено более 10 тыс. жалоб. Региональные отделения прокуратуры почти ежедневно распространяют сообщения о начале проверок страховщиков. Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников рассказал, что в его юридическую компанию "ГлавСтрахКонтроль" ежедневно поступает пять-восемь жалоб на страховые компании (в прошлом году - две-четыре в неделю).
Ссылаясь на нормы законодательства, Минфин в своем обращении напомнил, что договор обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев является публичным, то есть страховщик не вправе отказать клиенту в продаже этого полиса. Навязывание дополнительных услуг также является незаконным, пишет Минфин. Если страховщик не продает полис ОСАГО, то клиент вправе идти в суд с "требованием о принуждении заключить договор".
Ранее в правоохранительных органах, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Банке России РБК говорили, что доказать факт отказа страховщика практически невозможно. Представители прокуратуры советовали гражданам требовать письменный отказ или ходить в страховую со свидетелем.
Пользуйтесь почтой
Чтобы страховщик не остался безнаказанным, Минфин предлагает отправлять в компанию заявление о заключении договора (оферту) по почте. Единственное условие - необходимо уведомление о вручении почтового отправления. Оно будет являться доказательством получения страховщиком направленного потенциальным клиентом предложения. Страховая компания обязана ответить в течение 30 дней - согласием или отказом. Если ответ не получен, то следует жаловаться в Банк России, Службу по надзору в сфере защиты прав потребителей или суд, советует Минфин.
"Если получим такие письма, то будем действовать в соответствии с законом - рассмотрим и ответим", - сказал РБК замгендиректора ОСАО "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. По его словам, страховщики с интересом отнеслись к разъяснениям Минфина. "Но это не то, чего мы ждем от государственных мужей. Последние недели переполнены различными инициативами относительно ОСАГО. Это все - лечение симптомов болезни, а не борьба с вирусом. Необходимо менять тарифы, лимиты и качество услуги", - добавил Иванов.
Рекомендация Минфина о направлении заявления о заключении договора ОСАГО по почте вполне реализуема и к ней стоит прислушаться, считает Николай Тюрников из Ассоциации защиты страхователей. "В таком случае вряд ли страховая компания решится на отказ", - сказал он. Однако этот способ не всегда поможет решить клиенту проблему. "Часто автовладельцы задумываются о продлении полиса ОСАГО в последние дни перед окончанием действующей страховки, поэтому времени ждать, тем более судиться, у них нет", - объяснил Тюрников. "На мой взгляд, более действенный способ разрешения проблемы предложило УФАС по Татарстану, которое оштрафовало "Росгосстрах" на 158 млн руб. за навязывание дополнительных услуг при оформлении полиса ОСАГО. Применяя оборотные штрафы к страховым компаниям, можно быстро отучить их нарушать закон и права потребителей. Осталось лишь распространить эту практику по всей территории России", - уверен он.
Проблемная страховка
Сами страховые компании называют ОСАГО самой проблемной и убыточной частью своего бизнеса и стремятся искусственно ограничить продажу полисов. В 13 регионах в 2013г., по данным "Эксперт РА", уровень выплат по ОСАГО превысил 70%: например, в Мурманской области он составил 90%, в Ульяновской - 91%, в Амурской - 92%. Своего максимума показатель достиг в Камчатском крае - 107%. По данным ЦБ, комбинированный коэффициент убыточности страховщиков ОСАГО более чем в 25 регионах РФ превысил 100%. И на это две причины. Во-первых, тарифы по данному виду страхованию практически не менялись с момента введения ОСАГО в России - в июле 2003г. Во-вторых, в середине 2012г. решением пленума Верховного суда закон "О защите прав потребителей" был распространен на автострахование: споры из-за отсутствия единой методики расчета ущерба перешли в суд, что еще больше увеличило убыточность сектора. По данным ВСС, в прошлом году страховщики потратили на судебные издержки 15 млрд руб.
Екатерина Метелица