Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Появление дорожного фонда не гарантирует хороших автотрасс

Глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что к 2015г. в стране будет отремонтировано 85% всех дорог, а деньги для этого будут собраны с населения в Федеральный дорожный фонд. Как пишет "Независимая газета", это далеко не первый и, скорее всего, не последний проект Минтранса по борьбе с российским бездорожьем. Все предыдущие 10 лет транспортное ведомство выбивало из правительства целевые бюджеты, но дороги, как известно, по-прежнему находятся не в лучшем состоянии. Поэтому, отмечает "НГ", к очередной задумке ведомства Игоря Левитина у первых лиц государства отношение, похоже, весьма осторожное.
Появление дорожного фонда не гарантирует хороших автотрасс

Руководитель дорожного ведомства России Игорь Левитин в очередной раз гарантировал правительству скорое разрешение всех дорожных проблем при условии выделения достаточной суммы. Новое начинание главы Минтранса традиционно поражает своими масштабами. Напомним, еще в конце июля Игорь Левитин заявил, к примеру, что за счет средств Федерального дорожного фонда с 2011г. все дороги к населенным пунктам численностью 125 тыс. человек и более будут оснащены твердым покрытием, на что потребуется 44,5 млрд. руб.

Насколько реален этот проект, как и остальные задумки Министерства транспорта России, конечно же, покажет время. Но чтобы разобраться в том, что может получиться в итоге, нужно просто проанализировать деятельность транспортного ведомства в предыдущие годы. Для этого автор статьи предлагает сравнить вложенные средства и итоговый результат.

По словам министра транспорта, к 2015г. за счет создаваемого Федерального дорожного фонда в нормативное состояние в стране планируется привести до 85% сети федеральных автодорог. Напомним, протяженность федеральных дорог в стране составляет около 49 тыс. км, из которых две трети принятым стандартам вообще не удовлетворяют. Помимо дорог Игорь Левитин также озаботился состоянием мостов. Из 6 тыс. автомобильных мостов, по признанию министра, в стране более тысячи находятся в аварийном состоянии, и все они будут также отремонтированы.

Для лучшего понимания происходящего стоит учесть печальные итоги дорожного строительства в стране за последние 10 лет. В 2001г. в России из-за коррупционных скандалов упразднили федеральный, а потом и территориальные дорожные фонды. Строительство и ремонт дорог были переданы непосредственно в ведение Минтранса, а конечным получателем целевых средств из госбюджета стало его агентство – Росавтодор. В итоге дорожная отрасль оказалась окончательно разваленной.

Если в 90-х годах в стране вводилось ежегодно в строй в среднем 6,1 тыс. км дорог с твердым покрытием, то в 2001–2009 годах – лишь 2,85 тыс. км. При этом такие темпы строительства, если верить Росстату, не покрывают даже выбытия дорог из этой категории. Общая протяженность дорог с твердым покрытием в стране в 1995–2008 годах выросла лишь с 750 до 754 тыс. км. Все это происходило на фоне безудержного роста автопарка в стране, который за последние 15 лет увеличился с 17,6 до 38,8 млн. автомобилей.

При этом государство каждый год увеличивало расходы на строительство и ремонт дорог. Если в 2007г. на эти цели было выделено 173 млрд. руб., то в 2008 году – 208 млрд. руб., а в 2009 году – 247,7 млрд. руб. Но результаты таких вливаний оказались более чем скромными. Как заявил 17 сентября по итогам проверки выполнения подпрограммы "Автомобильные дороги" глава Счетной палаты Сергей Степашин, в 2009г. дорожники умудрились освоить 241 млрд. руб. и при этом построили всего 192 км федеральных трасс. По подсчетам же независимых экспертов, стоимость реального строительства автодорог в нашей стране уже побила все мировые рекорды.

Так, если в Китае километр четырехполосной автодороги обходится налогоплательщикам в 2,2 млн. долл., в США – в 6 млн. долл., в Евросоюзе – 8 млн. долл., то в России стоимость километра такой же трассы варьируется от 12 до 20 млн. долл.

Как отмечает издание, судя по всему, самое время начинать борьбу с коррупцией и воровством в дорожной сфере. Однако в результате Минтранс предложил переложить чудовищные по своей неэффективности расходы на плечи рядовых граждан. В 2011–2015 годах ведомство Игоря Левитина планирует не только отремонтировать федеральные трассы и мосты, но и построить 15 тыс. км новых автодорог. Для этого в 2011–2013 годах ежегодно будет увеличиваться ставка акцизов на топливо в размере 1 руб. с литра. Собранные деньги поступят в Федеральный дорожный фонд, размер которого в следующем году составит 377 млрд. руб., в 2012г. – 348 млрд. руб., а в 2013г. – 408 млрд. руб.

Обеспечивать высокое качество дорог Игорь Левитин планирует за счет внедрения финских и немецких стандартов строительства современных трасс. Правда, по мнению ряда экспертов, к удешевлению строительства это вряд ли приведет. Создается впечатление, что для транспортного ведомства главное – получить мощный финансовый поток, а эффективность его использования для национальной экономики – дело десятое.

Неудивительно, что президент России Дмитрий Медведев отнесся к идее Федерального дорожного фонда весьма осторожно. Подготовленный еще весной проект Минтранса сначала попал под сукно. В июне Дмитрий Медведев раскритиковал предложение Игоря Левитина и заявил, что он не уверен в целесообразности возрождения дорожного фонда, который, заметим, прежде и так сотрясали коррупционные скандалы. Еще более конкретно высказался о деятельности Минтранса премьер Владимир Путин: "Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики". Впрочем, в итоге было принято решение все-таки создать дорожный фонд. Сейчас проект фонда (в который в 2011–2013 годах планируется собрать до 1 трлн. руб.) в виде поправок в бюджетное законодательство находится на рассмотрении правительства, а затем он будет передан в Госдуму.

Другое дело, что, по всей видимости, первые лица государства понимают: создание дорожного фонда еще не означает, что в стране будут хорошие дороги. По крайней мере до сих пор Минтранс, также имея более чем солидное финансирование, поднять дорожную отрасль страны до должного уровня не смог, и вовсе не факт, что, получив еще больше денег, он сможет распорядиться ими более эффективно, говорится в статье "Независимой газеты".

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 18:17
Как раскрыть потенциал своих детейРБК и ГК «Родина», 22:30
В районе ростовского Новошахтинска сбили пять дроновПолитика, 22:17
Активы мировых ETF выросли на 30% и достигли $15 трлнИнвестиции, 22:15
Хинштейн попросил курских чиновников не дожидаться «волшебного пенделя»Политика, 22:13
WSJ узнала о пожелании Трампа разместить европейские войска на УкраинеПолитика, 22:10
Ротенберг заявил о требовании канадского ТВ вернуть российскую молодежкуСпорт, 22:05
Киев заявил о готовности «обнулить» транзит российского газаЭкономика, 21:46
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 21:40
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 21:38
Военная операция на Украине. ГлавноеПолитика, 21:37
Суд отправил под домашний арест инвестора футбольного клуба «Химки»Спорт, 21:32
ФПК разрешит провозить питомцев в фирменных поездах без выкупа всего купеОбщество, 21:31
«Финам» отложил на 2025 год планы по предоставлению доступа к рынку КНРИнвестиции, 21:24
Производитель заявил о возобновлении поставок Santo Stefano в БелоруссиюВино, 21:16