Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

"Добролет" пошел по пути обанкротившейся "Авиановы"

Новый бюджетный перевозчик "Добролет" перенял модель одного из первых российских лоукостеров - "Авиановы", обанкротившейся в 2011г.
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Основатель "Авиановы" Эндрю Пайн заявил РБК, что не уверен в успешности идеи в деталях повторить бизнес-модель его бывшей компании. Акционер "Добролета" готов ждать прибыли 5-7 лет и оперативно менять тарифы, если убытки выйдут из-под контроля.

Первый день продаж "Добролета" заставил технических специалистов компании работать на пределе: официальный сайт компании не справлялся с нагрузкой. Число запросов пользователей доходило до 20 тыс. в минуту и 3,5 тыс. одновременных соединений, объяснил представитель "Добролета" причину сбоя.

Технические проблемы не помешали "дочке" "Аэрофлота" полностью продать несколько рейсов за первые же часы. Авиакомпания начнет летать в Крым из московского аэропорта Шереметьево 11 июня, но свободных билетов на ее рейсы до 19 июня уже нет.

Стать пассажиром "Добролета" можно было 26 мая, когда в 23:15 мск открылись продажи на 11 июня: билет в Симферополь стоил 3 тыс. 430,5 руб. с учетом всех сборов. А вылет 21 июня стоил в три раза дешевле - 979,5 руб. за перелет в одну сторону (вчера днем цена на этот рейс выросла до 3 тыс. 430,5 руб.). Большинство посетителей сайта компании проверяли, насколько предложенные тарифы отличаются от цен обычных авиаперевозчиков.

Перелет из Москвы в Крым и обратно "Добролетом" обойдется в 6 тыс. 861 руб., средний чек на летние рейсы из Москвы в Симферополь и обратно равен 9 тыс. 986 руб., подсчитал представитель Aviasales.

Самый близкий к лоукостеру по цене "Аэрофлот" продает экономкласс на Симферополь за 7 тыс. 500 руб., но авиакомпания летает в Крым в убыток, сообщил РБК источник, близкий к совету директоров перевозчиков. Авиакомпания Red Wings летает из Москвы в Симферополь и обратно за 8 тыс. 500 руб., что очень близко к себестоимости рейса, говорит коммерческий директор Red Wings Евгений Ключарев.

"Добролет" зарабатывает не на продаже билетов, а на дополнительных услугах. Дешевый билет - это только перевозка, без багажа и питания на борту. Функция выбора места - тоже платная (пассажир может отказаться от этой услуги). Это "жесткий" продукт: нераскладывающиеся кресла, как в электричке, пассажиры будут плотно посажены, заказ билетов только через интернет, отмечал генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев осенью 2013г.

Лоукост-модель коснется не только пассажиров: бортпроводники будут продавать на борту самолета напитки и еду, за что получат агентскую комиссию, передавал "Интерфакс" в конце прошлого года.

Памяти "Авиановы"

"Добролет" - это реплика "Авиановы", которая выполняла низкобюджетные перевозки с 2009 по 2011гг., утверждает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. Новый перевозчик даже привлек ее руководство: "рулит" "Добролетом" Владимир Горбунов, бывший генеральный директор "Авиановы". Его прежняя компания за два года работы так и не вышла на операционную рентабельность, говорит Крамаренко.

Основатель и бывший управляющий директор "Авиановы" Эндрю Пайн (сейчас - старший партнер Concuros Partners) не уверен, что "Добролет" сможет реализовать бизнес-модель "Авиановы". Основным источником ее доходов были тарифы и большой пассажиропоток, доля неавиационных доходов оставалась в районе 12% (в основном платная перевозка багажа и питание на борту), вспоминает Пайн.

Впрочем, если бы пять лет назад возможности для роста неавиационных доходов не были ограничены российским законодательством (обязательство принимать багаж, кормить на борту и возвращать билеты), этот показатель был бы значительно выше, уверен он.

Неслучайно "Аэрофлот" сначала предложил поправки в законодательство: введение невозвратных тарифов, отмена бесплатного питания и бесплатной нормы провоза багажа, возможность нанимать иностранных пилотов для снижения дефицита командиров воздушных судов, и только потом запустил проект "Добролет".

В основе бизнес-модели "Авиановы" лежал простой принцип - привлечь на борт большое количество пассажиров, которые до этого пользовались железнодорожным транспортом, путем снижения тарифов на 40% по сравнению с традиционными авиаперевозчиками, говорит Пайн.

Авиабилеты можно было приобрести только в точках продаж и на официальном сайте компании, причем тарифы в интернете были ниже, чем при покупке в кассе, агентстве или колл-центре, рассказал РБК директор по развитию и маркетингу онлайн-сервиса Anywayanyday Евгений Шухлин.

"Добролет" также рассчитывает на пассажиров поездов: цены на него будут выше, чем в плацкарте, но ниже, чем в купе, говорил на прошлой неделе Савельев. Но снизить тарифы на 40% лоукостер сможет только после переезда из Шереметьево в подмосковный аэропорт Раменское. Это может произойти через три года, говорил на прошлой неделе в интервью телеканалу РБК гендиректор "Аэрофлота".

Основатель поисковика авиабилетов Aviasales Константин Калинов уверен: инвесторам "Авиановы" просто "не хватило терпения или ресурсов, притом что модель была построена грамотно", а у "Добролета" в запасе больше времени.

Семь лет до прибыли

Капитализация "Добролета" через три-четыре года достигнет 1,2-1,4 млрд долл., в создание лоукостера вложат 100 млн долл. - такие цифры осенью 2013г. называл Виталий Савельев. Бизнес-план лоукостера предполагает, что первую прибыль он получит через 5-7 лет. Его считали совместно с иностранными консультантами с хорошей экспертизой в области низкобюджетных авиаперевозок, говорил Савельев в 2013г. в интервью журналу "Профиль".

В парке "Добролета" четыре самолета: три Boeing 737-800 и один SSJ-100 (резервный). Пока Boeing будут летать только в Симферополь. При расходе авиакеросина 2,6 т в час один рейс обойдется перевозчику примерно в 200 тыс. 870 руб. Цена на топливо в аэропортах в среднем по России составляет 38 629 руб. за тонну (данные информационного центра "Кортес"). Если перевозчик будет выполнять четыре рейса в день, только расходы на топливо в первый месяц составят не менее 24,1 млн руб.

В лизинговых компаниях РБК рассказали, что ежемесячный лизинговый платеж составляет в среднем 1% в месяц от стоимости самолета. Каталожная стоимость одного Boeing 737 составляет 90,5 млн долл. ("Добролет" должен комплектоваться новыми машинами), сообщили в представительстве авиапроизводителя. Лизинговые платежи на первые три Boeing 737 в месяц могут составить около 2,7 млн долл. (92 млн руб. по курсу ЦБ на 27 мая).

Бизнес-план "Добролета" очень гибкий и будет пересматриваться примерно раз в год, рассказал РБК источник, близкий к совету директоров "Аэрофлота". Авиакомпания будет корректировать тарифы, количество самолетов (до конца года в парке будет восемь Boeing 737), маршруты. Дискаунтеру может помешать только медленное обслуживание в региональных аэропортах: чтобы компания получала прибыль, самолеты должны постоянно находиться в воздухе, добавил собеседник РБК.

Пока "Добролету" везет. Полеты в Симферополь обещают максимальную загрузку: движение поездов в Крым через Украину до сих пор не восстановлено, а сезон отпусков стартует через неделю.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Минобороны назвало возможную причину падения Ту-22М3 на Ставрополье Политика, 07:47
Глава Ставрополья рассказал о состоянии летчиков после крушения самолета Общество, 07:34
Economist сообщил о способном долететь до Сибири украинском дроне Политика, 07:31
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:30
Над Черным морем сбили три ракеты ATACMS Политика, 07:26
Губернатор сообщил о падении самолета в Ставропольском крае Политика, 07:12
NYT узнала, по какой цели в Иране ударил Израиль Политика, 07:04
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Размер закрытой части бюджета достиг 22,6% Экономика, 07:00
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей Pro, 07:00
Главу приморского города обвинили в смерти женщины из-за сломанного судна Общество, 06:34
ЦРУ предупредило о риске поражения Украины к концу 2024 года Политика, 06:15
Российские военные уничтожили воздушную цель у Севастополя Политика, 05:55
Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25% Общество, 05:39
Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США Политика, 04:57