Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Личный опыт: я живу в частном доме РБК и Элитная недвижимость, 01:50 МВФ и Украина договорились о новой помощи на $5,5 млрд Политика, 01:25 Нетаньяху сообщил детали телефонного разговора с Путиным Политика, 01:18 Погибшей из-за аварии в Нижнем Новгороде оказалась мама одной из школьниц Общество, 00:53 США признали отставание от России в разработке гиперзвукового оружия Политика, 00:44 Интеллектуальный кроссовер Haval F7X: передовые технологии, смелый нрав РБК Стиль и Haval, 00:31 На Украине объявили траур по погибшим при пожаре в одесском колледже Общество, 00:15 Промоутер Поветкина анонсировал повторный бой с Хантером Спорт, 00:12 Полиция опровергла данные о работе в МВД виновника ДТП в Нижнем Новгороде Общество, 07 дек, 23:57 Два подростка скончались в центре Блохина после пересадки костного мозга Общество, 07 дек, 23:27 Саммит МОК осудил виновных в подмене допинг-проб московской лаборатории Спорт, 07 дек, 23:25 Как открыть школу блогеров, если тебе 19 лет РБК Стиль и YE’S apartaments, 07 дек, 23:16 Попавшего в аварию в Нижнем Новгороде водителя лишали прав за пьяную езду Общество, 07 дек, 23:11 В Казани во время пожара в пятиэтажке погибли два человека Общество, 07 дек, 23:02
Экономика ,  
0 
"Добролет" пошел по пути обанкротившейся "Авиановы"
Новый бюджетный перевозчик "Добролет" перенял модель одного из первых российских лоукостеров - "Авиановы", обанкротившейся в 2011г.
Фото: ИТАР-ТАСС

Основатель "Авиановы" Эндрю Пайн заявил РБК, что не уверен в успешности идеи в деталях повторить бизнес-модель его бывшей компании. Акционер "Добролета" готов ждать прибыли 5-7 лет и оперативно менять тарифы, если убытки выйдут из-под контроля.

Первый день продаж "Добролета" заставил технических специалистов компании работать на пределе: официальный сайт компании не справлялся с нагрузкой. Число запросов пользователей доходило до 20 тыс. в минуту и 3,5 тыс. одновременных соединений, объяснил представитель "Добролета" причину сбоя.

Технические проблемы не помешали "дочке" "Аэрофлота" полностью продать несколько рейсов за первые же часы. Авиакомпания начнет летать в Крым из московского аэропорта Шереметьево 11 июня, но свободных билетов на ее рейсы до 19 июня уже нет.

Стать пассажиром "Добролета" можно было 26 мая, когда в 23:15 мск открылись продажи на 11 июня: билет в Симферополь стоил 3 тыс. 430,5 руб. с учетом всех сборов. А вылет 21 июня стоил в три раза дешевле - 979,5 руб. за перелет в одну сторону (вчера днем цена на этот рейс выросла до 3 тыс. 430,5 руб.). Большинство посетителей сайта компании проверяли, насколько предложенные тарифы отличаются от цен обычных авиаперевозчиков.

Перелет из Москвы в Крым и обратно "Добролетом" обойдется в 6 тыс. 861 руб., средний чек на летние рейсы из Москвы в Симферополь и обратно равен 9 тыс. 986 руб., подсчитал представитель Aviasales.

Самый близкий к лоукостеру по цене "Аэрофлот" продает экономкласс на Симферополь за 7 тыс. 500 руб., но авиакомпания летает в Крым в убыток, сообщил РБК источник, близкий к совету директоров перевозчиков. Авиакомпания Red Wings летает из Москвы в Симферополь и обратно за 8 тыс. 500 руб., что очень близко к себестоимости рейса, говорит коммерческий директор Red Wings Евгений Ключарев.

"Добролет" зарабатывает не на продаже билетов, а на дополнительных услугах. Дешевый билет - это только перевозка, без багажа и питания на борту. Функция выбора места - тоже платная (пассажир может отказаться от этой услуги). Это "жесткий" продукт: нераскладывающиеся кресла, как в электричке, пассажиры будут плотно посажены, заказ билетов только через интернет, отмечал генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев осенью 2013г.

Лоукост-модель коснется не только пассажиров: бортпроводники будут продавать на борту самолета напитки и еду, за что получат агентскую комиссию, передавал "Интерфакс" в конце прошлого года.

Памяти "Авиановы"

"Добролет" - это реплика "Авиановы", которая выполняла низкобюджетные перевозки с 2009 по 2011гг., утверждает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. Новый перевозчик даже привлек ее руководство: "рулит" "Добролетом" Владимир Горбунов, бывший генеральный директор "Авиановы". Его прежняя компания за два года работы так и не вышла на операционную рентабельность, говорит Крамаренко.

Основатель и бывший управляющий директор "Авиановы" Эндрю Пайн (сейчас - старший партнер Concuros Partners) не уверен, что "Добролет" сможет реализовать бизнес-модель "Авиановы". Основным источником ее доходов были тарифы и большой пассажиропоток, доля неавиационных доходов оставалась в районе 12% (в основном платная перевозка багажа и питание на борту), вспоминает Пайн.

Впрочем, если бы пять лет назад возможности для роста неавиационных доходов не были ограничены российским законодательством (обязательство принимать багаж, кормить на борту и возвращать билеты), этот показатель был бы значительно выше, уверен он.

Неслучайно "Аэрофлот" сначала предложил поправки в законодательство: введение невозвратных тарифов, отмена бесплатного питания и бесплатной нормы провоза багажа, возможность нанимать иностранных пилотов для снижения дефицита командиров воздушных судов, и только потом запустил проект "Добролет".

В основе бизнес-модели "Авиановы" лежал простой принцип - привлечь на борт большое количество пассажиров, которые до этого пользовались железнодорожным транспортом, путем снижения тарифов на 40% по сравнению с традиционными авиаперевозчиками, говорит Пайн.

Авиабилеты можно было приобрести только в точках продаж и на официальном сайте компании, причем тарифы в интернете были ниже, чем при покупке в кассе, агентстве или колл-центре, рассказал РБК директор по развитию и маркетингу онлайн-сервиса Anywayanyday Евгений Шухлин.

"Добролет" также рассчитывает на пассажиров поездов: цены на него будут выше, чем в плацкарте, но ниже, чем в купе, говорил на прошлой неделе Савельев. Но снизить тарифы на 40% лоукостер сможет только после переезда из Шереметьево в подмосковный аэропорт Раменское. Это может произойти через три года, говорил на прошлой неделе в интервью телеканалу РБК гендиректор "Аэрофлота".

Основатель поисковика авиабилетов Aviasales Константин Калинов уверен: инвесторам "Авиановы" просто "не хватило терпения или ресурсов, притом что модель была построена грамотно", а у "Добролета" в запасе больше времени.

Семь лет до прибыли

Капитализация "Добролета" через три-четыре года достигнет 1,2-1,4 млрд долл., в создание лоукостера вложат 100 млн долл. - такие цифры осенью 2013г. называл Виталий Савельев. Бизнес-план лоукостера предполагает, что первую прибыль он получит через 5-7 лет. Его считали совместно с иностранными консультантами с хорошей экспертизой в области низкобюджетных авиаперевозок, говорил Савельев в 2013г. в интервью журналу "Профиль".

В парке "Добролета" четыре самолета: три Boeing 737-800 и один SSJ-100 (резервный). Пока Boeing будут летать только в Симферополь. При расходе авиакеросина 2,6 т в час один рейс обойдется перевозчику примерно в 200 тыс. 870 руб. Цена на топливо в аэропортах в среднем по России составляет 38 629 руб. за тонну (данные информационного центра "Кортес"). Если перевозчик будет выполнять четыре рейса в день, только расходы на топливо в первый месяц составят не менее 24,1 млн руб.

В лизинговых компаниях РБК рассказали, что ежемесячный лизинговый платеж составляет в среднем 1% в месяц от стоимости самолета. Каталожная стоимость одного Boeing 737 составляет 90,5 млн долл. ("Добролет" должен комплектоваться новыми машинами), сообщили в представительстве авиапроизводителя. Лизинговые платежи на первые три Boeing 737 в месяц могут составить около 2,7 млн долл. (92 млн руб. по курсу ЦБ на 27 мая).

Бизнес-план "Добролета" очень гибкий и будет пересматриваться примерно раз в год, рассказал РБК источник, близкий к совету директоров "Аэрофлота". Авиакомпания будет корректировать тарифы, количество самолетов (до конца года в парке будет восемь Boeing 737), маршруты. Дискаунтеру может помешать только медленное обслуживание в региональных аэропортах: чтобы компания получала прибыль, самолеты должны постоянно находиться в воздухе, добавил собеседник РБК.

Пока "Добролету" везет. Полеты в Симферополь обещают максимальную загрузку: движение поездов в Крым через Украину до сих пор не восстановлено, а сезон отпусков стартует через неделю.