Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Париже загорелся крупнейший в Европе рынок Общество, 18:32
Что такое цифровой строительный аудит и зачем он нужен РБК и S+Консалтинг, 18:29
Погранслужба Казахстана задержала скрывающихся от призыва россиян Политика, 18:28
Лайшев назвал новую программу Валиевой ответом «злопыхателям и баранам» Спорт, 18:12
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 18:06
В запорожской администрации сообщили о взорванной машине в Мелитополе Политика, 18:05
Как Россия и США отправили к МКС совместный экипаж. Видео Технологии и медиа, 18:00
В Якутске сменили военкома после подозрения в продаже военных билетов Политика, 17:53
Новости, которые вас точно касаются
Самое актуальное о ценах, штрафах и кредитах — в одном письме каждый будний день.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Валиева рассказала о желании заплакать во время контрольных прокатов Спорт, 17:45
Как улучшить здравоохранение в России за счет медицинского туризма Партнерский проект, 17:41
Глава Дагестана потребовал исправить ошибки чиновников при мобилизации Политика, 17:27
США пообещали России ответ в случае применения ядерного оружия Политика, 17:12
Трусова снялась с контрольных прокатов сборной из-за травмы Спорт, 16:49
Какие места на Украине взяли под контроль российские военные. Карта Политика, 16:36
«Выгодное начало» от
Сумма
Срок
Ваш доход
0
Ставка
0%
БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+
Экономика ,  
0 

"Добролет" пошел по пути обанкротившейся "Авиановы"

Новый бюджетный перевозчик "Добролет" перенял модель одного из первых российских лоукостеров - "Авиановы", обанкротившейся в 2011г.
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Основатель "Авиановы" Эндрю Пайн заявил РБК, что не уверен в успешности идеи в деталях повторить бизнес-модель его бывшей компании. Акционер "Добролета" готов ждать прибыли 5-7 лет и оперативно менять тарифы, если убытки выйдут из-под контроля.

Первый день продаж "Добролета" заставил технических специалистов компании работать на пределе: официальный сайт компании не справлялся с нагрузкой. Число запросов пользователей доходило до 20 тыс. в минуту и 3,5 тыс. одновременных соединений, объяснил представитель "Добролета" причину сбоя.

Технические проблемы не помешали "дочке" "Аэрофлота" полностью продать несколько рейсов за первые же часы. Авиакомпания начнет летать в Крым из московского аэропорта Шереметьево 11 июня, но свободных билетов на ее рейсы до 19 июня уже нет.

Стать пассажиром "Добролета" можно было 26 мая, когда в 23:15 мск открылись продажи на 11 июня: билет в Симферополь стоил 3 тыс. 430,5 руб. с учетом всех сборов. А вылет 21 июня стоил в три раза дешевле - 979,5 руб. за перелет в одну сторону (вчера днем цена на этот рейс выросла до 3 тыс. 430,5 руб.). Большинство посетителей сайта компании проверяли, насколько предложенные тарифы отличаются от цен обычных авиаперевозчиков.

Перелет из Москвы в Крым и обратно "Добролетом" обойдется в 6 тыс. 861 руб., средний чек на летние рейсы из Москвы в Симферополь и обратно равен 9 тыс. 986 руб., подсчитал представитель Aviasales.

Самый близкий к лоукостеру по цене "Аэрофлот" продает экономкласс на Симферополь за 7 тыс. 500 руб., но авиакомпания летает в Крым в убыток, сообщил РБК источник, близкий к совету директоров перевозчиков. Авиакомпания Red Wings летает из Москвы в Симферополь и обратно за 8 тыс. 500 руб., что очень близко к себестоимости рейса, говорит коммерческий директор Red Wings Евгений Ключарев.

"Добролет" зарабатывает не на продаже билетов, а на дополнительных услугах. Дешевый билет - это только перевозка, без багажа и питания на борту. Функция выбора места - тоже платная (пассажир может отказаться от этой услуги). Это "жесткий" продукт: нераскладывающиеся кресла, как в электричке, пассажиры будут плотно посажены, заказ билетов только через интернет, отмечал генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев осенью 2013г.

Pro
Фото: Shutterstock У вас есть 100 тыс. руб. Как начать торговать на Wildberries
Pro
Фото: Chris J Ratcliffe / Getty Images К чему приведет накопление компаний-зомби в мировой экономике
Pro
Фото: Олег Яковлев / РБК Оценка недвижимости во время турбулентности: что нужно знать собственнику
Pro
Фото: Chris McGrath / Getty Images Биохакинг: как раскрыть потенциал человеческого организма
Pro
Фото: Global Look Press	«Поездки на демоне» и минимум публичности: как живет Киану Ривз
Pro
Без лишних переживаний: практические приемы по управлению стрессом
Pro
Фото: Shutterstock Как поднять ребенка в школу или детский сад без крика и паники: 7 советов
Pro
Фото: Владислав Шатило / РБК Поколения воспринимают видеоконтент по-разному: в чем заключаются отличия

Лоукост-модель коснется не только пассажиров: бортпроводники будут продавать на борту самолета напитки и еду, за что получат агентскую комиссию, передавал "Интерфакс" в конце прошлого года.

Памяти "Авиановы"

"Добролет" - это реплика "Авиановы", которая выполняла низкобюджетные перевозки с 2009 по 2011гг., утверждает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. Новый перевозчик даже привлек ее руководство: "рулит" "Добролетом" Владимир Горбунов, бывший генеральный директор "Авиановы". Его прежняя компания за два года работы так и не вышла на операционную рентабельность, говорит Крамаренко.

Основатель и бывший управляющий директор "Авиановы" Эндрю Пайн (сейчас - старший партнер Concuros Partners) не уверен, что "Добролет" сможет реализовать бизнес-модель "Авиановы". Основным источником ее доходов были тарифы и большой пассажиропоток, доля неавиационных доходов оставалась в районе 12% (в основном платная перевозка багажа и питание на борту), вспоминает Пайн.

Впрочем, если бы пять лет назад возможности для роста неавиационных доходов не были ограничены российским законодательством (обязательство принимать багаж, кормить на борту и возвращать билеты), этот показатель был бы значительно выше, уверен он.

Неслучайно "Аэрофлот" сначала предложил поправки в законодательство: введение невозвратных тарифов, отмена бесплатного питания и бесплатной нормы провоза багажа, возможность нанимать иностранных пилотов для снижения дефицита командиров воздушных судов, и только потом запустил проект "Добролет".

В основе бизнес-модели "Авиановы" лежал простой принцип - привлечь на борт большое количество пассажиров, которые до этого пользовались железнодорожным транспортом, путем снижения тарифов на 40% по сравнению с традиционными авиаперевозчиками, говорит Пайн.

Авиабилеты можно было приобрести только в точках продаж и на официальном сайте компании, причем тарифы в интернете были ниже, чем при покупке в кассе, агентстве или колл-центре, рассказал РБК директор по развитию и маркетингу онлайн-сервиса Anywayanyday Евгений Шухлин.

"Добролет" также рассчитывает на пассажиров поездов: цены на него будут выше, чем в плацкарте, но ниже, чем в купе, говорил на прошлой неделе Савельев. Но снизить тарифы на 40% лоукостер сможет только после переезда из Шереметьево в подмосковный аэропорт Раменское. Это может произойти через три года, говорил на прошлой неделе в интервью телеканалу РБК гендиректор "Аэрофлота".

Основатель поисковика авиабилетов Aviasales Константин Калинов уверен: инвесторам "Авиановы" просто "не хватило терпения или ресурсов, притом что модель была построена грамотно", а у "Добролета" в запасе больше времени.

Семь лет до прибыли

Капитализация "Добролета" через три-четыре года достигнет 1,2-1,4 млрд долл., в создание лоукостера вложат 100 млн долл. - такие цифры осенью 2013г. называл Виталий Савельев. Бизнес-план лоукостера предполагает, что первую прибыль он получит через 5-7 лет. Его считали совместно с иностранными консультантами с хорошей экспертизой в области низкобюджетных авиаперевозок, говорил Савельев в 2013г. в интервью журналу "Профиль".

В парке "Добролета" четыре самолета: три Boeing 737-800 и один SSJ-100 (резервный). Пока Boeing будут летать только в Симферополь. При расходе авиакеросина 2,6 т в час один рейс обойдется перевозчику примерно в 200 тыс. 870 руб. Цена на топливо в аэропортах в среднем по России составляет 38 629 руб. за тонну (данные информационного центра "Кортес"). Если перевозчик будет выполнять четыре рейса в день, только расходы на топливо в первый месяц составят не менее 24,1 млн руб.

В лизинговых компаниях РБК рассказали, что ежемесячный лизинговый платеж составляет в среднем 1% в месяц от стоимости самолета. Каталожная стоимость одного Boeing 737 составляет 90,5 млн долл. ("Добролет" должен комплектоваться новыми машинами), сообщили в представительстве авиапроизводителя. Лизинговые платежи на первые три Boeing 737 в месяц могут составить около 2,7 млн долл. (92 млн руб. по курсу ЦБ на 27 мая).

Бизнес-план "Добролета" очень гибкий и будет пересматриваться примерно раз в год, рассказал РБК источник, близкий к совету директоров "Аэрофлота". Авиакомпания будет корректировать тарифы, количество самолетов (до конца года в парке будет восемь Boeing 737), маршруты. Дискаунтеру может помешать только медленное обслуживание в региональных аэропортах: чтобы компания получала прибыль, самолеты должны постоянно находиться в воздухе, добавил собеседник РБК.

Пока "Добролету" везет. Полеты в Симферополь обещают максимальную загрузку: движение поездов в Крым через Украину до сих пор не восстановлено, а сезон отпусков стартует через неделю.

Авторы
«Выгодное начало» от
Сумма
Срок
Ваш доход
0
Ставка
0%
БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+