Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Киеве заявили, что российские военные самолеты вторглись в зону учений Политика, 22:28 Финдиректор Huawei пошла на сделку с Минюстом США Политика, 22:19 Никитин сменит Скабелку на посту тренера хоккейного «Локомотива» Спорт, 22:10 В МИД назвали «произволом» недопуск российских журналистов в Косово Политика, 21:55 В Вологде завели дело из-за сообщений об угрозе стрельбы в гимназии Общество, 21:55 В киевском аэропорту под видом мусора ввозили iPhone Общество, 21:50 В Крыму задержали подозреваемого в избиении евпаторийца в массовой драке Общество, 21:46 «Спартак» в овертайме вырвал победу над «Нефтехимиком» в КХЛ Спорт, 21:46 Илон Маск сообщил о расставании с певицей Граймс Общество, 21:43 Спорт, политика, технологии и космос: тест по правилам рестарта РБК и ASUS, 21:38 Попова назвала новую группу риска по гриппу Общество, 21:33 Юрий Жирков рассказал о переходе в любительский клуб Спорт, 21:32 В Саратовской области ужесточат коронавирусные ограничения Общество, 21:15 Какие восемь факторов надо учесть при открытии вклада РБК и Финуслуги, 21:12
Экономика ,  
0 

Иностранные компании обошли российские по полученным налоговым льготам

Больше всех налоговыми льготами в России пользуются предприятия химической отрасли, меньше всех — автопром. Иностранные компании получают налоговых льгот больше, чем российские, показало исследование Deloitte и ЦСР
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Две трети (67%) предприятий несырьевых секторов промышленности в России получают налоговые льготы. Наибольшей господдержкой пользуются компании-экспортеры, а в отраслевом разрезе — химические предприятия, следует из поступившего в РБК совместного исследования Deloitte и ЦСР.

  • Наиболее распространены налоговые льготы в химической промышленности — на 9 п.п. выше среднего показателя по всем отраслям.
  • Меньше остальных применяют налоговые льготы производители автомобилей. Почти половина (44%) предприятий автопрома ответили, что сейчас не пользуются ими.

В опросе участвовало 108 компаний ключевых отраслей промышленности — металлургии, автопрома, химпрома и производства промышленного оборудования (85% респондентов — российские предприятия). Более 40% компаний имеют объем выручки до 10 млрд руб. Каждая седьмая (15%) — выручку от 50 млрд до 100 млрд руб., пятая часть (21%) — более 100 млрд руб.

Химпром обладает большей экспортной активностью и налоговой базой и поэтому получает больше выгод от налоговых льгот, пояснила партнер консалтинговой компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. Автопром же характеризуется низкой налоговой базой по многим предприятиям, а из-за существенных субсидий от государства не имел стимулы для получения налоговых льгот.

Какие льготы популярнее остальных

  • Чаще всего предприятия пользуются льготами в рамках региональных инвестиционных проектов (РИП) — их получают 18%.
  • На втором месте по популярности льготы в связи с капитальными вложениями — их применяют 17% промышленников.
  • Льготы в рамках специальных инвестконтрактов (СПИК) или территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) применяют 11 и 10% компаний соответственно.

Получить «входной билет» в РИП легче благодаря сравнительно прозрачным и удобным для бизнеса условиям, поэтому их широко используют предприятия различных отраслей, пояснила партнер Deloitte Юлия Орлова.

Иностранные компании пользуются налоговыми льготами чаще российских (75% против 65%) и в основном выбирают региональные инвестпроекты — на 16 п.п. чаще, чем российские. Иностранные инвесторы, прежде чем начать работу в России, проводят site selection — подробно изучают регионы и ранжируют их по преимуществам для ведения бизнеса; российские же предприятия чаще привязаны к определенному региону, поэтому у них гораздо меньше свободы в применении потенциала льгот, объяснила Орлова.

Доволен ли бизнес СПИК

Каждый десятый производитель применяет действующий с 2015 года механизм поддержки промышленности — специальные инвестконтракты, показало исследование Deloitte. Больше всего участников СПИК среди автопроизводителей. Подобные контракты подписали крупные концерны — Volkswagen, Toyota, PSA (Peugeot-Citroen), GM-АвтоВАЗ, Volvo Trucks и калининградский «Автотор».

Однако, как показал опрос Deloitte, некоторые компании переоценили свои возможности:

  • больше половины участников СПИК (58%) указали на существенные сложности при выполнении экспортных обязательств;
  • еще 45% сообщили о трудностях в разработке и локализации технологий;
  • треть компаний (33%) рассказали о сложностях при выполнении требований к уровню локализации производства, ведению раздельного учета и обязательств по созданию новых рабочих мест.

СПИК создает преференции, которые помогают безболезненно локализоваться, то есть сложности с локализацией вызваны требованиями законодательства и неготовностью компаний достичь результатов, которые ожидает государство, пояснила директор Института проблем правового регулирования ВШЭ Анна Дупан.

Большинство СПИК с 2015 по 2018 годы было заключено с фокусом на импортозамещение и внутренний рынок — создание изначально не было сфокусировано на конкуренции с мировыми лидерами и экспорт, указала Гольфанд. «Наращивать экспорт, особенно несырьевой, является сложной задачей из-за отсутствия зачастую конкурентных преимуществ по сравнении с зарубежными игроками», — отметила Гольфанд.

Подробности — в материале «РБК Pro».