Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Матч ТВ» узнал о повестках фигуристам Алиеву и Игнатову Спорт, 16:11
WSJ узнала о планах США ввести санкции против карт «Мир» и АСВ Политика, 16:11
Военная операция на Украине. Главное Политика, 16:02
Binance запустила пул для майнинга Ethereum PoW Крипто, 16:02
Глава Минцифры исключил закрытие YouTube Политика, 16:01
Вакцина от гриппа — 2022: нужно и можно ли делать прививку Стиль, 16:00
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 15:53
Власти заявили, что срочников могут мобилизовать после увольнения в запас Политика, 15:53
Новости, которые вас точно касаются
Самое актуальное о ценах, штрафах и кредитах — в одном письме каждый будний день.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Глава Курской области объяснил громкие звуки в регионе Политика, 15:52
Как умные ассистенты обуздают любителей быстрой езды: зарубежный опыт Партнерский проект, 15:51
Как сподвигнуть клиентов пользоваться цифровым сервисом годами Pro, 15:50
Японский министр счел безвизовые обмены приоритетом отношений с Россией Политика, 15:48
В МИДе подтвердили договоренности с Афганистаном о поставках газа и зерна Политика, 15:48
Власти Северной Осетии ограничили въезд в республику Политика, 15:45
Экономика ,  
0 

Иностранные компании обошли российские по полученным налоговым льготам

Больше всех налоговыми льготами в России пользуются предприятия химической отрасли, меньше всех — автопром. Иностранные компании получают налоговых льгот больше, чем российские, показало исследование Deloitte и ЦСР
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Две трети (67%) предприятий несырьевых секторов промышленности в России получают налоговые льготы. Наибольшей господдержкой пользуются компании-экспортеры, а в отраслевом разрезе — химические предприятия, следует из поступившего в РБК совместного исследования Deloitte и ЦСР.

  • Наиболее распространены налоговые льготы в химической промышленности — на 9 п.п. выше среднего показателя по всем отраслям.
  • Меньше остальных применяют налоговые льготы производители автомобилей. Почти половина (44%) предприятий автопрома ответили, что сейчас не пользуются ими.

В опросе участвовало 108 компаний ключевых отраслей промышленности — металлургии, автопрома, химпрома и производства промышленного оборудования (85% респондентов — российские предприятия). Более 40% компаний имеют объем выручки до 10 млрд руб. Каждая седьмая (15%) — выручку от 50 млрд до 100 млрд руб., пятая часть (21%) — более 100 млрд руб.

Химпром обладает большей экспортной активностью и налоговой базой и поэтому получает больше выгод от налоговых льгот, пояснила партнер консалтинговой компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. Автопром же характеризуется низкой налоговой базой по многим предприятиям, а из-за существенных субсидий от государства не имел стимулы для получения налоговых льгот.

Какие льготы популярнее остальных

  • Чаще всего предприятия пользуются льготами в рамках региональных инвестиционных проектов (РИП) — их получают 18%.
  • На втором месте по популярности льготы в связи с капитальными вложениями — их применяют 17% промышленников.
  • Льготы в рамках специальных инвестконтрактов (СПИК) или территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) применяют 11 и 10% компаний соответственно.

Получить «входной билет» в РИП легче благодаря сравнительно прозрачным и удобным для бизнеса условиям, поэтому их широко используют предприятия различных отраслей, пояснила партнер Deloitte Юлия Орлова.

Pro
Почему американская прокуратура требует у Amazon $1 трлн
Pro
Первый после Маска. Тайная история индийского богача, обогнавшего Безоса
Pro
Джерри Мойз Как семья водителя создала бизнес с выручкой $5,99 млрд
Pro
Жертвы думскроллинга: как отучить сотрудников читать пугающие новости
Pro
Увольнение по соглашению сторон: почему этот способ стал опасным
Pro
Фото: Александр Авилов / АГН «Москва» Чего нельзя делать инвесторам во время падения рынка
Pro
Morgan Stanley: лекарства от ожирения станут золотой жилой для бигфармы
Pro
Фото: Sean Gallup / Getty Images Как религия влияет на стиль управления компаниями

Иностранные компании пользуются налоговыми льготами чаще российских (75% против 65%) и в основном выбирают региональные инвестпроекты — на 16 п.п. чаще, чем российские. Иностранные инвесторы, прежде чем начать работу в России, проводят site selection — подробно изучают регионы и ранжируют их по преимуществам для ведения бизнеса; российские же предприятия чаще привязаны к определенному региону, поэтому у них гораздо меньше свободы в применении потенциала льгот, объяснила Орлова.

Доволен ли бизнес СПИК

Каждый десятый производитель применяет действующий с 2015 года механизм поддержки промышленности — специальные инвестконтракты, показало исследование Deloitte. Больше всего участников СПИК среди автопроизводителей. Подобные контракты подписали крупные концерны — Volkswagen, Toyota, PSA (Peugeot-Citroen), GM-АвтоВАЗ, Volvo Trucks и калининградский «Автотор».

Однако, как показал опрос Deloitte, некоторые компании переоценили свои возможности:

  • больше половины участников СПИК (58%) указали на существенные сложности при выполнении экспортных обязательств;
  • еще 45% сообщили о трудностях в разработке и локализации технологий;
  • треть компаний (33%) рассказали о сложностях при выполнении требований к уровню локализации производства, ведению раздельного учета и обязательств по созданию новых рабочих мест.

СПИК создает преференции, которые помогают безболезненно локализоваться, то есть сложности с локализацией вызваны требованиями законодательства и неготовностью компаний достичь результатов, которые ожидает государство, пояснила директор Института проблем правового регулирования ВШЭ Анна Дупан.

Большинство СПИК с 2015 по 2018 годы было заключено с фокусом на импортозамещение и внутренний рынок — создание изначально не было сфокусировано на конкуренции с мировыми лидерами и экспорт, указала Гольфанд. «Наращивать экспорт, особенно несырьевой, является сложной задачей из-за отсутствия зачастую конкурентных преимуществ по сравнении с зарубежными игроками», — отметила Гольфанд.

Подробности — в материале «РБК Pro».

Авторы
Теги