Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

В развитие морских портов России будет инвестировано 430 млрд руб.

До 2015г. в развитие морских портов России будет инвестировано 430 млрд руб., из которых 300 млрд руб. составят внебюджетные средства. По данным Минтранса РФ, грузооборот морских портов России к 2016г. вырастет на 46% по сравнению с 2010г. и составит 770 млн т. Однако, согласно подсчетам ведомства, пропускная способность морских портов РФ к 2016г. составит 15% резерва.
В развитие морских портов России будет инвестировано 430 млрд руб.

По мнению экспертов, одно из самых перспективных направлений развития портов - Балтика. Несмотря на это, темпы развития российских портов на Балтике по-прежнему не соответствуют роли, которую они играют в масштабах страны. Это во многом обусловлено отсутствием системной поддержки со стороны государства и запутанными правилами игры - соседние Финляндия и Эстония на этом фоне выглядят более привлекательно. В результате многие перспективные российские проекты губит отсутствие денег и уверенности в завтрашнем дне.

Например, перевалка грузов в порту "Выборг" (Ленинградская область) в январе-августе 2011г. снизилась по сравнению с соответствующим периодом 2010г. на 7% до 642,8 тыс. тонн. Порт Клайпеды (Литва) в 2011г. ожидает выхода на грузооборот в 38 млн тонн (против 31,3 млн тонн в 2010г. и 17,3 млн тонн в 2001г.).

На прошлой неделе о планах строительства в Большом порту Санкт-Петербурга нового терминала по перевалке нефтепродуктов и контейнерного терминала мощностью примерно 100 000 TEU в год сообщил один из крупнейших в регионе бункерных операторов – Балтийская топливная компания (БТК). В ближайшие три года компания и ее акционеры намерены инвестировать в этот проект до 2 млрд руб., хотя, по оценкам других участников рынка, реальный объем необходимых вложений значительно выше.

На фоне динамичного роста рынка контейнерных перевозок (за восемь месяцев этого года, по данным Ассоциации морских портов России, объем перевалки контейнерных грузов составил 26,3 млн тонн, что на 24,1% больше, чем за тот же период 2010г.) интерес инвесторов к реализации новых проектов в данном сегменте полностью оправдан. Помимо целого ряда проектов в старых районах петербургского порта, в настоящее время в Петербурге начато строительство аванпорта "Бронка", который в перспективе сможет обрабатывать свыше 1,5 млн TEU в год. Однако пока темпы развития портовой инфраструктуры не позволяют преодолеть сложившийся дисбаланс между растущими объемами грузоперевозок и существующими мощностями российских портов на Балтике.

В результате порядка 30% контейнерных и свыше 60% накатных грузов по-прежнему уходят в порты Финляндии и прибалтийских стран. Вместе с грузопотоком ближайшие соседи оттягивают на себя и значительную часть инвестиций, в том числе российского происхождения. Открывшийся в 2005г. эстонский порт Силламяэ, на 50% контролируемый российскими акционерами, на сегодняшний день активно развивает свою инфраструктуру: в сентябре здесь открылась приграничная парковочная зона для грузового автотранспорта, а к 2013г. планируется запустить контейнерный терминал, стоимость которого составит порядка 30 млн евро.

Эксперты в целом солидарны в том, что российские порты (в первую очередь Большой порт Санкт-Петербурга и новый порт в Усть-Луге) занимают стратегически более выгодное положение, чем их финские и прибалтийские конкуренты, в том числе за счет близости к конечному потребителю. Однако дефицит мощностей и слабость транспортной инфраструктуры долгое время не позволяют реализовать это преимущество, а высокие риски отпугивают потенциальных инвесторов.

Появление небольших и средних проектов, аналогичных новому проекту БТК, не решает глобальную проблему нехватки мощностей. Их слабое место в том, что они ограничены возможностями и без того изношенной и перегруженной транспортной инфраструктуры петербургского порта, которому давно не хватает пропускной способности морского канала и городской улично-дорожной сети. Единственный выход - строительство новых портов вместе с инфраструктурой, как это попытались сделать в Усть-Луге. Однако в силу высоких затрат и инвестиционных рисков подобные проекты возможны только при активном участии государства, а сроки их реализации серьезно затягиваются из-за длительных бюрократических процедур. Федеральные власти лишь в последние годы начали предпринимать попытки выработки системного подхода к проблеме развития портовых мощностей на северо-западе России.

Общая стоимость первой очереди проекта строительства аванпорта "Бронка" оценивается в 60 млрд рублей, из которых 43,7 млрд должны составить частные инвестиции, а 15,9 млрд - средства федерального бюджета. В июне 2011г. на территории порта начались работы по забивке свай под обустройство причалов. А 15 августа на совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Козака проект "Бронка" был включен в список стратегических приоритетов в рамках социально-экономической концепции развития СЗФО до 2020г.

Предполагается, что новый порт начнет принимать грузы в 2014-2015гг., а в перспективе выйдет на проектную мощность до 1,9 млн TEU и 260 тыс. единиц накатных грузов в год. В этом случае российские порты на Балтике смогут серьезно потеснить основных конкурентов при условии, что государство выполнит все взятые на себя обязательства.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Стармер призвал лидеров G7 усилить экономическое давление на РоссиюПолитика, 03:35
В Орловской области из-за массированной атаки дронов загорелось топливоПолитика, 03:19
Вучич заявил, что США введут санкции против принадлежащей «Газпрому» NISПолитика, 03:06
Глава Старого Оскола ушел в отставкуПолитика, 02:45
В Госдуму внесут законопроект о ежегодной 13-й пенсии ко дню рожденияОбщество, 02:30
Какое будущее у российской ветроэнергетикиРБК и Росатом, 02:25
В Краснодарском крае дроны атаковали несколько муниципалитетовПолитика, 02:18
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
FT связала смену командующего ВСУ в Донбассе с продвижением РоссииПолитика, 02:10
Пушилин сообщил о попытке ВСУ ударить дальнобойными ракетами по ДонецкуПолитика, 01:50
Al Mayadeen сообщил об ударах Израиля в Тартусе и ЛатакииПолитика, 01:35
Президент Бразилии опубликовал видео из больницы после операцииПолитика, 01:24
Курды попросили США о помощи из-за сирийских повстанцев и ТурцииПолитика, 01:10
NYT сообщила о недовольстве иранцев из-за миллиардов, выделенных на СириюПолитика, 00:54
Президент Чехии подписал закон о повышении пенсионного возраста до 67 летПолитика, 00:49