ВБ: Черное золото подешевеет на 6-7 долл./барр.
В России снижение цен на нефть может привести к увеличению бюджетного дефицита, оттоку капитала, ухудшению состояния счета текущих операций и замедлению роста экономики.
В начале марта стоимость нефти Urals превысила 125 долл./барр. впервые после июля 2008г. Такой динамичный рост в большей степени был обусловлен перебоями с поставками нефти на Ближнем Востоке. Повышение цен на нефть способствовало активизации фондового рынка, повышению курса рубля и укреплению доверия инвесторов к России.
"Если цена нефти останется на высоком уровне, это будет стимулировать рост, улучшит сальдо счетов текущих операций и операций с капиталом и поможет сохранить профицит бюджета. В то же время это вызовет повышательную тенденцию цен и увеличит риск перегрева экономики", - говорится в докладе.
Учитывая прогнозные значения цен на черное золото, можно сделать вывод, что профицит платежного баланса России по текущим операциям составит 2,9% ВВП в 2012г. и 1,4% ВВП в 2013г.
"Это отражает стабилизацию объемов добычи нефти в сочетании с некоторым снижением цен на нефть и ростом спроса на импорт. В 2012г. дефицит счета операций с капиталом должен сократиться по мере постепенного улучшения глобальной конъюнктуры, повышения аппетита инвесторов к риску, дальнейшей либерализации рынка ОФЗ и уменьшения объема выплат в по внешним долгам", - говорится в докладе ВБ.
Между тем экс-министр финансов Алексей Кудрин считает приемлемым снижение цены отсечения на нефть, доходы сверх которой будут направляться в Резервный фонд, до 90 долл./барр. со 110-112 долл./барр. Такое мнение он выразил в своем микроблоге в Twitter. "Более правильное решение иметь постоянную цену 90 долл./барр., так как в последние 5-7 лет цена была аномально высокой", - написал он.
Напомним, 23 марта 2012г. помощник президента Аркадий Дворкович сообщил, что в России приняты принципиальные решения о возвращении к бюджетным правилам. С этой инициативой ранее выступал министр финансов Антон Силуанов.
До кризиса 2008-2009гг. в России действовали бюджетные правила, ограничивающие расходование нефтегазовых сверхдоходов бюджета. Часть нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта в утвержденном объеме ежегодно направлялась на финансирование расходов бюджета. Нефтегазовые доходы, оставшиеся после формирования трансферта, поступали в Резервный фонд. По достижении фондом норматива в размере 10% ВВП оставшиеся средства зачислялись в ФНБ.