Перейти к основному контенту
Экономика⁠,
0

Подрезанные крылья: как спасти Ан-124 "Руслан"

Во времена, когда холодная война была в самом разгаре, власти последовательно приучали советских граждан к мысли, что СССР – страна слонов: все самое большое должно быть у нас. Это правило распространялось на все сферы промышленности, и авиация не была исключением. В 60-80-е гг. отечественные конструкторские бюро отчаянно и небезуспешно соревновались с США в разработке самолетов-гигантов. Так был создан самолет Ан-22 "Антей", прародитель более современного "Руслана", также известного как Ан-124.
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Однако судьба последнего складывалась весьма неоднозначно: пережив короткий расцвет популярности, крупнейший серийный самолет в мире стал никому не нужен. После распада Советского Союза производство Ан-124 было остановлено, на какое-то время о нем попросту позабыли. Однако современные предприниматели разглядели для самолета такие возможности применения, о которых создатели "Руслана" вряд ли думали. И теперь уже российские и украинские власти говорят о возможном возобновлении выпуска богатырского лайнера. Правда, сделать это будет непросто, ведь над созданием могучего "Руслана" трудилась могучая страна, теперь представляющая набор независимых государств.

Рожденный в СССР

Советско-американская гонка по созданию самолетов-гигантов началась в 1965г. - именно тогда на мировой арене появился первый широкофюзеляжный транспортный самолет Ан-22 "Антей". Привыкшие ни в чем не уступать СССР, американцы были полны решимости во что бы то ни стало превзойти советский самолет. Это довольно быстро им удалось – американским ответом Брежневу стал Lockheed C-5 Galaxy, и советские разработчики всерьез озадачились созданием нового гигантского самолета на базе Ан-22.

Но просто улучшить уже созданное не получилось - в 1976г. было приято решение о полной переработке проекта. Для этого впервые в СССР была создана комплексно-целевая программа (КЦП), которая предусматривала радикальное улучшение всех составляющих разрабатываемого самолета: аэродинамических характеристик, показателей прочности и ресурса, весового совершенства, функциональных возможностей систем, оборудования и т.д. Над реализацией проекта трудились десятки предприятий всего СССР, но окончательные решения все же принимались в киевском Опытно-конструкторском бюро, которое сейчас носит имя знаменитого авиаконструктора Олега Константиновича Антонова.

Изначально будущий "Руслан" разрабатывался для военных целей, например для переброски пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и другой тяжелой техники. Впрочем, закладываемый функционал не ограничивался только этим - Ан-124 задумывался и как базовый для ряда модификаций, среди которых на этапе эскизного проекта рассматривались самолет-заправщик и грузо-пассажирский вариант.

Название - или, вернее сказать, имя - для нового самолета-гиганта выбирал сам генеральный конструктор О.Антонов. Из всех вариантов он стремился выбрать что-то, вызывающее ассоциации с богатырями. Известно, что конкуренцию Руслану – герою пушкинской поэмы "Руслан и Людмила" - составлял гоголевский Тарас Бульба. Однако Антонов сделал выбор в пользу "Руслана", в котором оказалось зашифровано и родовое для всех самолетов ОКБ обозначение "Ан".

Для создания уникального самолета потребовалось задействовать множество предприятий авиаотрасли по производству новых материалов и технологий. Были созданы 3,5 тыс. отдельных образцов конструкции, построены опытный кессон крыла, два варианта фонаря кабины, большой отсек средней части фюзеляжа и т.д.

Первые экземпляры Ан-124 строили в 70-е гг. на Киевском авиационном производственном объединении (КиАПО). Но когда сам самолет был практически готов, сказать то же о его двигателях было невозможно - их просто не существовало. Изначально для установки на Ан-124 рассматривался идеологически чуждый американский двигатель General Electric TF-39, применяемый на конкуренте С-5А. Затем выбор пал на Rolls-Royce RB.211-22. Но в конечном счете в 1982г. "Руслан" дождался отечественной разработки - двигателя Д-18Т, первые испытания которого начались всего лишь за 3 месяца до взлета самолета.

Свой первый полет Ан-124 совершил 24 декабря 1982г. с заводского аэродрома в Святошино на окраине Киева. Советской прессе "Руслан" впервые показали в мае 1985г., а через пару недель самолет дебютировал на аэрокосмическом салоне в Ле Бурже (Франция), где его сразу назвали "русским чудом". О.Антонов до мирового признания нового гиганта не дожил чуть больше года: в апреле 1984г. в возрасте 78 лет он умер в Киеве, а его имя было присвоено ОКБ, которое он возглавлял много лет.

Первоначально серийное производство Ан-124 планировалось организовать в Киеве, но в начале 80-х гг. только заработавший Ульяновский авиационный промышленный комплекс (УАПК, в 1992г. преобразован в АО "Авиастар", сейчас - ЗАО "Авиастар-СП", входит в ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация") практически оказался без загрузки. И тогда было принято решение подключить его к производству "Русланов".

Никому не нужный богатырь?

Переломный момент в судьбе "Руслана" наступил одновременно с распадом СССР. Тогда же только что налаженное производство Ан-124 было приостановлено, существование уникального самолета практически стояло под вопросом.

В сложившейся военно-политической обстановке "Руслан" как военный самолет оказался невостребованным и ненужным. Средний налет самолета на службе у ВВС за все время эксплуатации составил всего 900-1500 часов.

Однако одно из последних детищ СССР было слишком могучим, чтобы бесславно почить в бозе вместе с другим наследием Союза. Да, ядерные ракеты на нем перевозить больше оказалось некому, но "Руслан" внезапно оказался востребованным в гражданской сфере.

Первопроходцами оказались авиатранспортное подразделение Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им.Антонова, на базе которого впоследствии была создана украинская авиакомпания "Авиалинии Антонова", и российская авиакомпания "Волга-Днепр", созданная в начале 90-х гг. при участии Ульяновского авиазавода и ОКБ им.Антонова.

Но признаки нового рынка для "Русланов" - рынка некондиционных большегрузных коммерческих перевозок - появились еще во времена СССР. В первый раз в 1989г. по воле случая "Аэрофлот" позволил авиационному подразделению АНТК им.Антонова перевезти багаж немцев-репатриантов из Москвы в Ганновер. А потом, в том же году, стало известно, что в Москве ожидается выступление известной рок-группы Pink Floyd, в связи с чем из Афин необходимо привезти 120 т сценического оборудования. "Руслан" во второй раз за свою историю поспешил на помощь, концерт состоялся.

Первые заказы самолету-гиганту попадали практически всегда случайно, но именно благодаря им Ан-124 оказался втянутым в бизнес коммерческих грузоперевозок и выжил. Впрочем, попытки "добить" опустившегося на одно колено богатыря в тот момент предпринимались - в 1992г. эксплуатация всех существующих Ан-124 была приостановлена из-за того, что самолет не был сертифицирован как гражданское воздушное судно. Однако эту проблему тогда удалось решить.

Именно авиакомпании, создавшие рынок большегрузных перевозок, позволили худо-бедно получать какие-то заказы и производителям "Русланов", хотя такую сборку уж никак нельзя было назвать серийной. "После приостановки производства в Ульяновске в заделе остались фюзеляжи, детали крыла и т.д. Вот на протяжении 90-х и в начале 2000-х гг. достраивались самолеты, их получателями в первую очередь стали российские авиакомпании "Волга-Днепр" и "Полет", - рассказывает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "Авиалинии Антонова" получили часть своих Ан-124 от украинских ВВС, а также по аналогии с российскими авиакомпаниями достраивали несколько самолетов из деталей, оставшихся на опытном заводе АНТК в Киеве. Это было не столько полноценным производством, сколько завершением строительства уже ранее заложенных машин. После того как закончились детали, производство было свернуто. Сборка и производство "Русланов" окончательно остановилось в 2004г.

Новая жизнь

На сегодняшний день самолет Ан-124 является главным "кормильцем" трех авиакомпаний: "Волга-Днепр" (в парке 10 самолетов), "Авиалинии Антонова" (7 самолетов) и "Полет" (4 самолета). Жирафы и киты, автомобили и спутники, турбины для гидроэлектростанций и радарные комплексы, вертолеты, легкие самолеты и даже крылья для Boeing 787 Dreamliner - вот далеко не полный список грузов, перевозимый "Русланами".

Не стоит забывать и про военные "Русланы", которые по-прежнему остаются у Военно-воздушных сил РФ. В настоящее время эти самолеты проходят комплексную модернизацию в Ульяновске. Для реализации проекта модернизации самолетов Минобороны России в 2010г. утвердило план-график проведения работ на период до 2015г. по восстановлению исправности, продлению ресурса и доработкам 10 самолетов Ан-124.

Источник в авиационной отрасли сообщил РБК, что с 2011г. на ЗАО "Авиастар" модернизируется по 2 самолета Ан-124 в год, хотя ранее эту процедуру проходил максимум один. При этом только военными "Русланами" дело не ограничивается - гиганты гражданского назначения осовремениваются в том же цеху.

Луч надежды

При всей уникальности самолетов Ан-124, они не вечны. И хотя их ресурс был не так давно продлен с 25 до 45 лет, рано или поздно будет выработан и он. Вопрос восстановления производства самолета неоднократно поднимался как Россией, так и Украиной, однако конструктивного решения так и нет - разговоры продолжают оставаться на уровне разговоров. Между тем одна из компаний-эксплуатантов "Руслана" - "Волга-Днепр" - неоднократно заявляла о своем желании приобрести 20-40 новых самолетов. Интересуются новыми "Русланами" и в Минобороны – там вроде бы даже готовы разместить заказ на 20 авиалайнеров Ан-124. Однако на сегодняшний день эти планы пока не вылились в конкретные запросы и решения.

"Сегодня России, с одной стороны, нужны такие самолеты, потому что есть как минимум две авиакомпании, которые успешно зарабатывают деньги, используя их. А вот ВВС здесь занимают недостаточно заинтересованную позицию, их можно понять, перед ними сейчас не ставятся задачи по постоянной переброске больших соединений", - отмечает О.Пантелеев.

По мнению эксперта, с учетом производимой модернизации до 2017г. ВВС РФ вполне будут удовлетворены тем, что имеют, а потом уже ближе к 2020г. вопрос о возобновлении производства назреет и может встать остро.

"Судя по всему, действительно выбрана достаточно консервативная тактика - сначала реанимировать те самолеты, которые уже имеются, а потом восстановить производство полностью новых машин", - добавил эксперт.

В свою очередь главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий отметил, что "Руслан" "создал некоторую бизнес-нишу по грузоперевозкам, и в этом смысле, если проявлять оптимизм, такие самолеты нужны, но при этом нужно понимать, что этот продукт не дешевый и не массовый".

Цена вопроса известна - вице-премьер Сергей Иванов неоднократно заявлял о том, что для возобновления производства Ан-124 необходимо около 20 млрд руб.

"Пока государство не законтрактует самолеты, частные заказчики, авиакомпании, естественно, не будут рисковать этими деньгами и контрактовать эти машины. Из-за этого и получается такая ситуация - ОАК не может запустить производство самолетов без гарантий, военным пока хватает того, что есть, гражданские же не могут самостоятельно потянуть такое производство", - констатирует О.Пантелеев.

Анастасия Жидкова, РБК

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 05 дек, 23:51
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 05 дек, 23:51
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Кадыров пригрозил Украине жестким ответом после атаки на «Грозный-Сити» Политика, 00:10
Вартанян назвал условие досрочной победы Яна над Двалишвили в UFC Спорт, 00:05
Бундестаг отклонил резолюции по активам России и ядерным сделкам Политика, 00:04
Задержанного у Госдумы «иноагента по приколу» арестовали на 15 суток Политика, 05 дек, 23:58
Дрон атаковал машину председателя избиркома Белгородской области Политика, 05 дек, 23:41
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 05 дек, 23:30
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Большой театр анонсировал старт продаж на январские показы «Щелкунчика» Общество, 05 дек, 23:24
The Atlantic рассказал о странном исчезновении борца с супер-ИИ в США Технологии и медиа, 05 дек, 23:21
Трамп исполнил свой танец на жеребьевке ЧМ по футболу Спорт, 05 дек, 23:10
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 05 дек, 23:00
Politico узнало, что Венгрия оставила ЕС без «плана Б» по активам России Политика, 05 дек, 22:54
Зеленский исключил Ермака из СНБО и своей ставки Политика, 05 дек, 22:52
Аэропорт Тамбова временно приостановил полеты Политика, 05 дек, 22:48