Что будет, если роботы заменят людей: гости форума в Сочи ответили РБК
«Прибыль быстро автоматизированной компании растет. Они получают более высокую прибыль. Из нее и нужно помогать тем людям, которые высвобождаются, помогать на их адаптацию, на переобучение. То есть нужно идти через общее налогообложение, а не придумывать такое же налогообложение на робота».
«Я совсем недавно была в одном из университетов. У нас сейчас появляются центры инноваций, очень хорошие. Там разрабатываются интересные проекты. И мне показали прибор, который помогает убирать сосульки с крыши. Он делает это эффективно и без участия людей. Каково же было мое удивление, когда я вышла на улицу и там стояла бригада мигрантов и убирала сосульки с того же университета. Проблема не в отсутствии кадров и не в том, что мы не готовы обучать. Проблема в отсутствии мотивации у бизнеса и экономики в долгосрочных вложениях и долгосрочных инвестициях».
«Знаете, людей никогда не заменят роботы. Робот — это помощник, робот — это возможность направить свой ресурс, свой божий дар, вот эту человеческую душу, раскрыть потенциал. Я не представляю себе робота-предпринимателя. Я представляю себе робота, который помогает предпринимателю реализовывать свои смелые задумки. Но смелые задумки — это все-таки удел человека».
«Люди кушать и пользоваться электроэнергией будут всегда. Это значит, наш товар будет востребован и будет дополнять новые источники, которые будут появляться».
«Я думаю, что в искусственном интеллекте ничего плохого нет, но говорить сейчас о том, что какие-то профессии полностью будут заменены, наверное, рано. Поэтому мы за то, чтобы самые такие инновационные технологии применялись, но, мне кажется, сейчас главное — это достигнуть качества работы каждого специалиста, именно специалиста в первичном звене и на своем рабочем месте».
«Я еще в 1990-х годах работал генеральным директором «Норильского никеля», побывал на канадском предприятии, где уже тогда по цеху ездили роботы. Конечно, мы придем к этому. И сегодня возьмите самые современные предприятия, вы увидите, что с точки зрения занятости они небольшие. Современный нефтеперерабатывающий завод огромный, и электростанция большая, а работает там совсем немного людей. Конечно, с развитием роботизации мы будем выталкивать большое количество людей, которые заняты в сервисе, на рынок. И с этим сталкиваются все страны. Россия не может тормозить этот процесс, тормозить развитие рынка, иначе у нас все будут бюджетники. Экономика должна быть конкурентоспособна, мы очень отстаем по производительности труда. Отсюда мы не можем платить достойные пенсии, отсюда не можем обеспечить достойное медицинское обслуживание. Но проблема безработицы из-за развития робототехники может возникнуть не скоро: когда вашему пра-пра-правнуку 100 лет исполнится».
«В некоторых отраслях это вообще не нужно, какие-то вещи лучше делать человеку. Например, если роботы будут выдумывать роботов, тогда нам придется сложно. Как сказал сегодня Дмитрий Медведев, совсем отпускать вожжи тоже нельзя. Надо не переусердствовать. Наука, конечно, развивается, и надо за ней следовать, но у нас народ может и перепрыгнуть, обойти какие-то этапы. Надо не пытаться догнать и перегнать Америку, повторяя то, что уже было сделано, можно обойти, пройти наискосок и в какой-то точке соединиться. Людей-то у нас умных много. Если бы еще создать условия, чтобы они не уезжали, нужна хотя бы предсказуемость. Если бы два-три года не менялись условия игры, у нас было бы все хорошо».
«Конечно, в какой-то части высокотехнологичного производства потихоньку автоматизированные системы вытесняют обычную рабочую силу. Если сейчас предприятия, которые выпускают ту или иную продукцию, раньше это были цеха, тысячи людей, то сейчас все линии автоматизированы, достаточно одного-двух операторов, двух-трех инженеров-технологов, двух-трех людей, которые занимаются текущей эксплуатацией этого предприятия. Поэтому в этой части, конечно, это неизбежно, потому что это минимизирует издержки для бизнеса, а соответственно, увеличивает его привлекательную способность. Поэтому здесь от этого никуда не деться. Но с точки зрения каких-то фантастических вещей, что робот заменит человека, я не склонен так думать».