Трудности битумного проекта "Татнефти" временны
"Татнефть" не достигла соглашения с Shell и Chevron о совместной разработке месторождений битумной нефти в Татарстане. Об этом заявил 25 сентября премьер-министр республики и председатель совета директоров компании Рустам Минниханов. Однако, по его словам, "Татнефть" готова самостоятельно реализовать этот проект. Ранее уже сообщалось о сложностях в согласовании с Shell и Chevron конкретных условий сотрудничества и о возможности привлечения в проект третьего иностранного партнера.
Кроме того, запасы месторождений, предложенных "Татнефтью" для партнерства с западными компаниями, оказались не столь перспективными, как ранее заявляла сама нефтяная компания.
Данная новость окажет умеренно негативное влияние на котировки компании, поскольку добыча сверхвязкой нефти - амбициозный и многообещающий проект - теперь может быть отложен на некоторое время. Именно битумный проект должен был стать основным источником прироста добычи для "Татнефти" ввиду сокращения добычи нефти традиционными способами. По различным оценкам, запасы тяжелой нефти Татарстана составляют 1,5-1,7 млрд тонн.
Что касается самостоятельной разработки месторождений нефтяной компанией, то не следует возлагать на них большие надежды. Себестоимость добычи барреля сверхвязкой нефти приближается к половине рыночной цены, что может сделать проект нерентабельным даже в долгосрочной перспективе. Впрочем, ситуация изменится в лучшую сторону, когда мировое потребление нефти снова начнет расти и однажды превысит максимально возможный уровень добычи (по мнению ряда экспертов, произойдет это скоро), а "Татнефть" добьется мер по стимулированию освоения битумных месторождений и обнуления ставки вывозной таможенной пошлины для синтетической нефти.
По мнению аналитиков ИК "Тройка Диалог", новость неблагоприятна для долгосрочной стратегии компании, предусматривающей освоение запасов битумной нефти с целью поддержания объемов добычи в Татарстане, где месторождения обычной нефти сильно выработаны. Вместе с тем, эксперты считают эти трудности временными, тем более что значение и стоимость нетрадиционных ресурсов нефти возрастают: комиссия по ценным бумагам и биржам США предложила ставить на баланс нефтяных компаний даже битуминозные пески и прочие нетрадиционные источники нефти. Доля битумной нефти в доказанных и вероятных запасах "Татнефти" в настоящее время невелика, однако в возможных запасах она весьма значительна - 42,2%.
"Татнефти" вполне по силам опытно-промышленная разработка месторождений битумной нефти, уверены эксперты. Хотя первоначальные инвестиции в этот проект могут составить 100-200 млн долл. В более долгосрочной перспективе компании все-таки придется привлекать иностранного партнера, который сможет предложить современные экологически чистые технологии, обеспечить финансирование и разделить риски на стадии промышленной добычи. Перспективы проекта также во многом зависят от цен на нефть и возможного введения льготной ставки налога на добычу битумной нефти.
Аналитик ИГ "КапиталЪ" Виталий Крюков объясняет разногласия "Татнефти" и западных партнеров тем, что Shell хотела получить в собственность лицензию на добычу тяжелой нефти, а это, видимо, не устраивало российскую нефтяную компанию. Получение лицензии позволило бы Shell поставить на свой баланс часть запасов битумной нефти. По словам эксперта, если "Татнефти" не удастся привлечь западного партнера с большим опытом работы на подобных тяжелых месторождениях и соответствующей технологической базой, могут быть пересмотрены сроки освоения этих месторождений и увеличены затраты самой "Татнефти" на их подготовку и ввод в промышленную эксплуатацию.
Безусловно, "Татнефть" может самостоятельно осваивать эти месторождения, но это приведет к большим срокам окупаемости проектов и снижению эффективности разработки битумов. У компании небольшой практический опыт работы на подобных месторождениях, но сильная научная база. Привлечение малых нефтяных компаний (МНК) в эти проекты не решит проблемы повышения экономической эффективности добычи битумной нефти, но они могут взять на себя часть обязательств по выполнению инвестпрограммы. Это позволит несколько сократить инвестиционные расходы самой "Татнефти". Кроме того, государство может пойти на предоставление дополнительных налоговых льгот, что поддержит экономику проектов. Тем не менее, данная новость увеличивает риски пересмотра планов компании по добыче битумной нефти в сторону снижения и может не позволить "Татнефти" выйти на плановую величину себестоимости добычи битумной нефти, заключил В.Крюков.
Аналитики Банка Москвы также отмечают, что основные противоречия связаны с тем, что Shell предлагает передать ей лицензии на разработку участков битумной нефти. Тогда она получила бы возможность поставить на свой баланс часть запасов, в то время как "Татнефть" неготова к подобному развитию сотрудничества, поскольку битумные пласты залегают на одних и тех же участках, что и традиционная нефть. По всей видимости, теперь сроки и параметры проекта будут скорректированы. "Мы полагаем, что "Татнефть" в состоянии самостоятельно реализовать данный проект, однако СП с Shell позволило бы компании, с одной стороны, получить доступ к новым технологиям по добыче сверхвязкой нефти, а с другой, разделить с партнером риски проекта", - резюмировали специалисты.
Уставный капитал ОАО "Татнефть" составляет 2 млрд 326 млн 199 тыс. 200 руб. и разделен на 2 млрд 178 млн 690 тыс. 700 обыкновенных и 147 млн 508 тыс. 500 привилегированных акций номиналом 1 руб. Основными акционерами "Татнефти" являются ОАО "Центральный депозитарий Республики Татарстан" (номинальный держатель 33,5956%), ИНГ Банк (Евразия)/ИНГ Депозитарий (номинальный держатель 23,5082%), ЗАО "Депозитарно-клиринговая компания" (номинальный держатель 22,9939%), ЗАО "Райффайзенбанк Австрия" (номинальный держатель 6,4%).
Quote.rbc.ru