Sakhalin Energy оценила остановку "Сахалина-2" в $10 млрд
И.Игнатьев подтвердил, что угроза закрытия проекта "Сахалин-2" существует. Он назвал "непросчитанными и необдуманными" действия органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и МПР по отмене ТЭО, заявив, что это "приведет к необратимым последствиям".
В частности, проект будет заморожен как минимум на 17 месяцев для прохождения новой экспертизы, придется отменять около 3,5 тыс. различных согласований. "Надо понимать, что это не просто упражнение - сегодня отменил, завтра снова подписал. Это будут необратимые последствия", - сказал И.Игнатьев. При этом он подчеркнул, что Sakhalin Energy в настоящее время не получала документ с приказом об отмене государственной экологической экспертизы.
Рассуждая о причинах предпринимаемых российскими властями действий, И.Игнатьев не смог сказать, стоят ли за ними какие-либо третьи лица, желающие получить контроль на месторождениях проекта. Однако он отметил, что в течение трех лет никаких претензий по "Сахалину-2" к компании не было и внезапно они появились. При этом "процесс вдруг быстро политизировался и раздувается", подчеркнул И.Игнатьев.
Отвечая на вопрос об увеличении сметы по второму этапу проекта "Сахалин-2" в 2 раза, до 20 млрд долл., И.Игнатьев подчеркнул, что, по мнению консорциума, эти данные вполне обоснованны. Кроме того, по его словам, был проведен независимый аудит сметы, который уже представлен в Минпромэнерго. Сейчас консорциум ожидает заключения российской стороны.
Вице-президент Sakhalin Energy также отметил, что ситуация вокруг "Сахалина-2" вызывает "большую обеспокоенность у инвестиционного сообщества". Однако он не смог уточнить, каковы намерения акционеров проекта по дальнейшему участию в нем.
Глава МПР РФ Юрий Трутнев 19 сентября 2006г. подписал приказ об отмене положительного заключения госэкспертизы по второму этапу "Сахалина-2". Для вступления в силу этот документ должен быть одобрен Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая к настоящему времени не обозначила своей позиции по данному вопросу. На отмене приказа МПР настаивает Генеральная прокуратура РФ, признавшая, что документ был издан в нарушение законодательства. Обращение в Генпрокуратуру о нарушениях природоохранного законодательства при производстве экспертизы было направлено заместителем руководителя Росприроднадзора Олегом Митволем. Росприроднадзор также направил в суд иск к МПР об отмене соответствующего приказа. Кроме того, Росприроднадзор с 25 сентября 2006г. приступил к комплексной проверке соблюдения природоохранного законодательства в рамках проекта "Сахалин-2".
Накануне руководитель Росприроднадзора Сергей Сай подписал приказ "О проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства на о.Сахалин при реализации проекта комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков". Об этом глава Росприроднадзора сообщил в ходе оперативного совещания у министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева, говорится в сообщении пресс-службы МПР.
В соответствии с приказом, комиссия Росприроднадзора совместно с представителями МПР России, Росводресурсов, Рослесхоза, Ростехнадзора, МЧС России и Роспотребнадзора с 25 сентября по 20 октября 2006г. проведет также проверку соблюдения природоохранного законодательства на территории государственного лесного фонда Сахалина. Также члены комиссии проинспектируют состояние водных объектов в местах пересечения с магистральным трубопроводом.
Кроме того, в ходе проверки инспекторы проконтролируют соблюдение природоохранного законодательства при строительстве морского терминала для последующей транспортировки сжиженного природного газа и нефтепродуктов в заливе Анива Охотского моря. Особое внимание будет уделено соответствию хода работ проектным решениям и рекомендациям, указанным в заключении государственной экологической экспертизы на ТЭО комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков.
Ю.Трутнев отметил, что объектом проверки должно стать исключительно соблюдение хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства Российской Федерации и не затрагивать экономики проекта. "Речи о возможности отзыва лицензии по итогам проверки не идет", - подчеркнул министр. "Мы не ставим своей целью повлиять на экономическую составляющую проекта - этот вопрос находится в компетенции других органов исполнительной власти", - добавил он.
Отметим, что, по мнению аналитиков, массированные чиновничьи проверки проектов на основе соглашения о разделе продукции (СРП) объясняются тем, что правительство разочаровалось в практике СРП. В текущей благоприятной ситуации государство не имеет прежней заинтересованности в проектах СРП и, вероятно, хочет усилить контроль и влияние на них. Значительное повышение расходов по проектам выступило неким катализатором в данном процессе. Россия выполнит имеющиеся обязательства по проектам на условиях, однако в будущем откажется от практики СРП.
Проектов СРП три - "Сахалин-1", "Сахалин-2" и Харъягинское месторождение. По мнению аналитиков, маловероятно, что в будущем их количество возрастет. В качестве альтернативы иностранным инвесторам правительство РФ, например, может предложить льготы в рамках общего налогового режима при разработке новых месторождений.
Проект "Сахалин-2" предусматривает освоение Лунского и Пильтун-Астохского месторождений на шельфе Сахалина с общими геологическими запасами 600 млн т нефти и конденсата и 700 млрд куб. м газа. Оператор проекта - Sakhalin Energy, акционерами которого являются "Шелл Сахалин Холдингс Б.В.", - 55% (компания-учредитель - Royal Dutch/Shell), "Мицуи Сахалин Холдингс Б.В." - 25% (учредитель - Mitsui) и "Даймонд Гэс Сахалин Б.В." - 20% (учредитель - Mitsubishi Corporation). В мае 2003г. консорциум объявил о начале второго этапа проекта. Помимо строительства платформ на побережье залива Анива в южной части Сахалина планируется построить нефтяной экспортный терминал и завод по производству сжиженного природного газа (с узлом отгрузки) мощностью 9,6 млн т и стоимостью 2 млрд долл.