Лента новостей
Зачем Владимир Путин ездил в Белград 22:03, Политика Чему можно научить свой умный дом 21:58, РБК и «Ингосстрах» CША решили увеличить число перехватчиков ракет на Аляске 21:57, Политика Полиция объяснила задержание Насти Рыбки 21:48, Общество Бывший муж Насти Рыбки заявил о недопуске к ней адвоката 21:40, Общество «Тоттенхэм» начал переговоры о трансфере футболиста «Барселоны» 21:23, Спорт Пентагон анонсировал размещение систем перехвата ракет в космосе 21:14, Политика В конгрессе США приняли резолюцию против снятия санкций с En+ и Rusal 21:00, Бизнес Путин допустил $1,4 млрд инвестиций Сербии для «Турецкого потока» 20:58, Экономика «Газпром» заявил об отмене швейцарским судом ареста акций «дочек» 20:53, Бизнес В университете в Шотландии нашли старейший экземпляр таблицы Менделеева 20:47, Общество Чек на $4,53 трлн: какие сегменты мирового ретейла растут быстрее других 20:23, PRO Это просто: как написать свою первую картину 20:20, РБК и «Билайн» Минздрав ответил на идею продавать лекарства в отделениях почты 20:13, Общество Путин заявил о возвращении картин Рериха из Сербии в Россию 20:11, Политика Настю Рыбку и Алекса Лесли задержали после прибытия в Москву 20:11, Общество Полицейских из Москвы заподозрили в мошенничестве с квартирами 20:01, Общество Суд арестовал бывшего главу производителя водки «Хаски» и «Пять озер» 19:49, Общество Российский гонщик в пятый раз стал победителем «Дакара» 19:48, Спорт Путин заявил о способности России заполнить газом все три «потока» 19:48, Экономика В МИДе допустили выход России из Совета Европы 19:37, Политика После взрыва в столице Колумбии погибли 8 человек 19:35, Общество Против сотрудников колонии Цеповяза возбудили новое уголовное дело 19:33, Общество Гендиректор «Квадры» стал кандидатом на пост главы госоператора отходов 19:30, Бизнес Стабильности не существует: как создать сеть бургерных в Санкт-Петербурге 19:30, РБК и «Билайн» Бизнес Путин назвал создание армии Косово провокацией 19:26, Политика Mercedes-Benz приостановил производство фургонов в Нижнем Новгороде 19:09, Бизнес Президент Польши объявил национальный траур после убийства мэра Гданьска 18:58, Политика
«Аэроэкспресс» попросил 25 млрд рублей из ФНБ
Экономика, 26 авг 2014, 02:00
0
«Аэроэкспресс» попросил 25 млрд рублей из ФНБ
На средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) появился новый претендент: это компания «Аэроэкспресс», чьи электрички доставляют пассажиров до аэропортов Москвы, Казани и Владивостока. Деньги нужны на закупку двухэтажных поездов и строительство новых терминалов.
Фото: ИТАР-ТАСС

Поезда и терминалы

О том, что «Аэроэкспресс» подал заявку в ФНБ, РБК рассказал глава дирекции Московского транспортного узла (учреждена Минтрансом и правительствами Москвы и области) Виктор Еремин. Для всех проектов «Аэроэкспресс» предлагает привлечь средства ФНБ через кредит или выпуск облигаций с минимальной доходностью на уровне инфляции плюс 1%, следует из паспортов инвестпроектов (есть в распоряжении РБК). В общей сложности «Аэроэкспресс» просит профинансировать четыре ее проекта на общую сумму 24,6 млрд рублей.

Самый дорогой проект – покупка двухэтажных поездов швейцарской компании Stadler Rail Group. Общая стоимость 25 составов – 22 млрд руб., из ФНБ «Аэроэкспресс» планирует взять до 90% этой суммы (19,6 млрд руб.), говорится в заявке. Остальные 2,4 млрд руб. – профинансировать самостоятельно. Новые поезда будут курсировать между Белорусским, Киевским и Павелецким вокзалами и аэропортами Московского авиационного узла (МАУ) с лета 2015 года. Как говорится в заявке, благодаря им, пассажиропоток «Аэроэкспресса» к 2018 году может возрасти на 23,3% – до 20 млн пассажиров. Срок окупаемости инвестпроекта – 12,9 лет.

Еще три проекта касаются касаются строительства новых терминалов. К 2018 году в «Шереметьево» планируется ввести новый Северный терминальный комплекс. К этому времени «Аэроэкспресс» рассчитывает построить новый терминал на Белорусском вокзале, откуда отправляют электрички в этот аэропорт, а также – вокзал в самом терминальном комплексе. Первый проект оценивается в 2,16 млрд рублей, второй — в 1,37 млрд рублей, в обоих случаях до 90% средств компания рассчитывает занять в ФНБ.

В итоге пассажиропоток на этом направлении, по рассчетам «Аэроэкспресса» увеличится на 40%.

Еще один новый вокзальный комплекс «Аэроэкспресс» к 2016 году планирует построить в «Домодедово». Сейчас в порту нет крытого терминала для электричек «Аэроэкспресса». Этот проект оценивается в 2,04 млрд рублей, из которых до 1,8 млрд рублей компания хочет занять в ФНБ.

Срок окупаемости всех проектов — больше восьми лет. Представитель «Аэроэкспресса» заявку в ФНБ комментировать отказался. В течение месяца ее должны рассмотреть Минэкономразвития (его пресс-служба на запрос РБК не ответила) и дирекция МТУ, затем — свое заключение даст Минфин, после чего вопрос будет вынесен на рассмотрение правительства.

Конкуренция за госденьги

Государство выделяет средства ФНБ на инфраструктурные проекты на условиях возвратности и софинансирования (часть средств должны предоставить инвесторы проектов). По состоянию на 1 августа 2014 года, общий размер средств ФНБ составлял 3,08 трлн руб. Всего на инфраструктурные проекты может быть направлено до 60% из средств фонда (этот потолок был увеличен в июне с 40%). «Потолок» считается с учетом средств, размещенных на депозитах ВЭБа (474 млрд рублей), поясняли РБК в мае два чиновника правительства. Таким образом, речь идет о сумме 1,8 трлн руб. Из них около 300 млрд рублей из фонда получат проекты строительства Центральной кольцевой автодороги и модернизации БАМа и Транссиба. Кроме того, в июне правительство одобрило выделение 114 млрд руб. из ФНБ на проекты «Россетей», «Ростелекома» и строительство железнодорожной ветки в Туве «Кызыл-Курагино».

Спрос на поддержку из ФНБ растет, и в условиях санкций правительство предпочтет экономно относиться к этим деньгам, констатирует главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. Но поддерживать инфраструктурные проекты на экономическом форуме в Петербурге призывал президент Владимир Путин. Самому «Аэроэкспрессу» будет трудно занять на рынке такой объем средств на сопоставимых с ФНБ условиях и на такой длительный срок (8–13 лет — РБК), считает Орлова. Проект двухэтажных поездов слишком дорогой и без поддержки ФНБ вряд ли� будет запущен, добавляет глава агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

«Аэроэкспресс» начал перевозить пассажиров между москвой и столичными аэропортами с 2005 года, в 2012 году открыла перевозки между вокзалом Сочи и аэропортом в Адлере, но уже в следующем году прекратила свою деятельность там. В 2012 году было открыто движение между аэропортом и вокзалом Владивостока, в 2013 году - в Казани. В 2013 году услугами компании воспользовалось 20,2 млн пассажиров, из них 16,8 млн человек было перевезено в аэропорты Москвы. По данным Forbes, суммарно линии «Аэроэкспресса» обошлись РЖД и госбюджету более чем в 34 млрд рублей (без учета закупок подвижного состава), инвестиции самой компании составили 12 млрд рублей. При этом на всех направлениях, кроме маршрутов до Шереметьево, Домодедово и Внуково, перевозки компании остаются убыточными, писал журнал в апреле этого года. Общая выручка «Аэроэкспресса» в I поголудии 2014 года выросла на 22% до 2,4 млрд рублей, чистая прибыль — в 2,4 раза — до 415,1 млн рублей.

В феврале продажу половины своего пакета в «Аэроэкспрессе» одобрил совет директоров РЖД. Монополия объясняла решение тем, что у нее нет средств финансировать дальше этот проект. За 25% перевозчика РЖД выручила 555 млн рублей, покупателем стала компания «Дельта-Транс-Инвест». По данным СПАРК-Интерфакс, она принадлежит эстонской компании Transgroup Invest AS. Ею, согласно выписке из коммерческого регистра Эстонии, на паритетных условиях владеют бывшая жена заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова Татьяна Ликсутова и бывший бизнес-партнер чиновника Сергей Глинка. Еще 25% — осталось у РЖД и такой же пакет делят участники списка Forbes Искандер Махмудов (17,5%) и Андрей Бокарев (7,5%).

Мария Гордеева