Госдума принялась за реформирование МПС
В принятом сегодня законопроекте уточняется, что по мере демонополизации рынка железнодорожных перевозок к естественно-монопольному сектору, подлежащему государственному регулированию, будут относиться не все железнодорожные перевозки, а лишь услуги по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта. Документ содержит запрет на экономически неоправданное сдерживание перехода естественно-монопольных сфер в состояние конкурентного рынка.
Госдумой был также одобрен в первом чтении законопроект "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Документ также входит в правительственный пакет законопроектов по реформированию МПС РФ. Законопроект устанавливает организационные и правовые особенности приватизации на федеральном железнодорожном транспорте, в ходе которой создается единый хозяйствующий субъект - ОАО "Российские железные дороги". Государству принадлежит 100% акций ОАО.
Железные дороги, являющиеся в настоящее время государственными предприятиями, будут лишены статуса юридического лица и станут филиалами "Российских железных дорог". Однако железным дорогам как филиалам будет предоставлено право иметь расчетные и текущие счета в учреждениях банков. Обязанность по уплате налоговых и иных платежей, а также по исполнению денежных обязательств будет возложена на ОАО "Российские железные дороги".
Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в соответствии с законопроектом, формируется из имущества федерального железнодорожного транспорта, оценку которого предполагается осуществить по балансовой стоимости. Перечень предприятий и видов имущества федерального железнодорожного транспорта, подлежащего внесению в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги", определяется правительством РФ. Законопроект закрепляет принцип сохранения единства и централизованного управления производственной инфраструктурой железнодорожного транспорта, которая может находиться только в собственности ОАО "Российские железные дороги" и федеральной.
Помимо этого, первое чтение прошел сегодня проект закона "О железнодорожном транспорте в РФ", входящий в пакет правительственных законопроектов, направленных на реформирование МПС. Законопроект предусматривает новый подход к системе государственного регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечивающий эффективное участие государства в функционировании отрасли в условиях ее реформирования. Документ закрепляет основы концептуально нового подхода к организации перевозок на железнодорожном транспорте. В целях повышения качества услуг предполагается введение лицензирования перевозочной деятельности, а также деятельности, связанной с оказанием услуг инфраструктуры. Кроме того, предполагается обязательная сертификация услуг, оказываемых пользователям железнодорожного транспорта. Документ закрепляет ряд правомочий пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, в частности их право на получение необходимой информации о субъектах рынка железнодорожных перевозок.
В первом чтении парламентарии одобрили и новую редакцию "Транспортного устава железнодорожного транспорта РФ" из числа правительственного пакета документов. Устав определяет порядок работы концептуально новой системы организации перевозок на железнодорожном транспорте. Главными особенностями этой системы является разделение перевозочного процесса на два самостоятельных спектра правоотношений - условий инфраструктуры и перевозки, возможность функционирования независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте, что обеспечит становление и развитие конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок. Причем перевозчиком может стать любое юридическое и физическое лицо, в отличие от действующего закона, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях подвижным составом и получившее лицензию на осуществление данной деятельности. Кроме того, законопроектом предусматривается дальнейшее развитие института компаний-операторов, которые могут уже выступать и как перевозчики, и как грузоотправители в собственном подвижном составе, и как компании, предоставляющие этот состав перевозчикам, грузоотправителям и иным лицам.
Между тем, как заявил сегодня глава МПС Геннадий Фадеев, отрасль находится "в тяжелейшем положении". Он отметил, что, по оценке международных аудиторов, для того, чтобы железнодорожная отрасль России "встала на ноги", в ближайшие 5-6 лет в нее необходимо вложить 700 млрд рублей.
Отвечая на вопросы депутатов о возможности повышения или понижения тарифов на железнодорожные перевозки, заместитель главы МПС Анна Белова сообщила о том, что регулированием тарифов занимается не МПС, а единая федеральная тарифная комиссия при правительстве РФ. По их прогнозам, в ближайшие 5 лет рост тарифов на железнодорожные перевозки будет не выше уровня инфляции, а после 2007 года тарифы будут снижаться, сказала А.Белова. Она также добавила, что, по прогнозам, в результате реформы отрасли может "высвободиться до 400 тысяч сотрудников, однако это не означает, что они уйдут из МПС". По словам А.Беловой , предусмотрена специальная программа занятости, рассчитанная на 3 года, которая включает в себя переподготовку кадров. Как отметила замглавы МПС, только в 2001 году из МПС по собственному желанию уволились 80 тысяч сотрудников, поскольку уровень зарплаты в отрасли, по ее словам, "очень низкий".