Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Высокоскоростная железная дорога до Казани подорожала на 140 млрд руб.

Стоимость строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань увеличилась на 140 млрд руб., теперь она оценивается в 1,068 трлн руб., из которых 62,7% выделит государство, пишет сегодня газета "РБК daily". В результате проект может не окупиться даже за расчетный срок - 40 лет.
Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

В распоряжении "РБК daily" оказались организационная и финансовая модели проекта строительства высокоскоростного железнодорожного участка Москва - Казань, подготовленные для профильных министерств. Из документов следует, что стоимость строительства 1 км дороги составит 1,39 млрд руб. вместо ранее предполагаемых 0,9-1 млрд руб. (общая длина участка - 770 км). Общие затраты на проект оцениваются в 1,031 трлн руб. (без учета НДС, из них 50 млрд руб. уйдет на закупку поездов).

Отдельно сказано о 37 млрд руб., которые потребуются на новые вокзальные комплексы в Москве, Нижнем Новгороде и Казани. РЖД надеются построить вокзалы за счет частных инвесторов, предложив им в качестве одного из вариантов контракт жизненного цикла.

Финансовая модель обновленного проекта РЖД выглядит следующим образом: 62,7% от стоимости проекта профинансирует государство, остальное - частные инвестиции. 300 млрд руб. монополия рассчитывает получить в виде субсидий от государства на этапе строительства, 150 млрд руб. - из Фонда национального благосостояния, 139 млрд руб. - через Пенсионный фонд РФ, 100 млрд руб. - выпуск инфраструктурных облигаций, 81 млрд руб. - бюджетные гранты. Сами РЖД вложат в проект 30,8 млрд руб., из которых 2,2 млрд - в этом году, а их частные партнеры - 43,4 млрд руб. (но только в 2018г.). Еще 223,9 млрд руб. планируется привлечь в виде кредитов.

Реализацией проекта займется подконтрольная монополии компания "Скоростные магистрали", которую возглавляет первый вице-президент РЖД Александр Мишарин.

"Подготовленные нами последние данные более точные и проверенные", - сообщил "РБК daily" А.Мишарин. "В инвестиционные затраты включены строительство вокзалов и закупка подвижного состава, без учета которых проект подорожал бы только на 5%", - сказал он. По его словам, предлагаемая РЖД цена за километр сравнима с аналогичными проектами в мире, например с ВСМ Франкфурт - Кельн и Шинкансен - Току, где 1 км дороги стоит 32 млн и 35 млн евро соответственно.

Из документов РЖД следует, что в уставный капитал "Скоростных магистралей" будет внесено 305,2 млрд руб., впоследствии госкомпания снизит свою долю в ней до 10,1% акций. Основной контроль над пакетом получит государство - 75,6% акций, еще 14,2% акций достанется частному инвестору.

Однако это не означает, что РЖД самоустранятся из проекта. После завершения строительства в мае 2018г. компания планирует арендовать магистраль, возместив свои затраты на это за счет субсидий от государства. Помимо этого, РЖД хотят отвечать за перевозку пассажиров и продажу билетов и сдавать в аренду коммерческие площади под организацию на них торговых точек и сети питания. При этом РЖД рассчитывают на обнуление налога на имущество и НДС на пассажирские перевозки.

Средняя стоимость проезда от Москвы до Казани (время в пути 3,5 ч) составит 3,8 тыс. руб., следует из расчетов госкомпании. От Москвы до Чебоксар можно будет доехать за 3,5 тыс. руб., до Нижнего Новгорода - за 2,8 тыс. руб., а до Владимира - за 1,8 тыс. руб. Кроме того, по новой магистрали могут быть запущены поезда "Сапсан" и скорые электрички.

К 2020г. годовой пассажиропоток магистрали должен составить 7,4 млн человек (ожидается, что самым популярным станет маршрут Москва - Нижний Новгород - 3,3 млн человек, и только следом Москва - Казань - 2,09 млн пассажиров), а к 2030г. - 10 млн человек.

В первый год запуска проекта оператор ВСМ заработает на перевозках 15,4 млрд руб. (при операционных расходах 8,4 млрд руб.). В 2019г. выручка компании должна вырасти до 36,1 млрд руб. (операционные расходы - 15,4 млрд руб.), а к 2027г. - до 100,1 млрд руб. в год (27,1 млрд руб.). Однако реализовать эти планы РЖД удастся, только если государство согласится субсидировать проект на стадии эксплуатации.

По подсчетам монополии, вплоть до 2027г. ВСМ потребуются дополнительные 120 млрд руб. При наличии этих субсидий срок окупаемости проекта составит 19,5-39,5 года (в зависимости от того, учитывается или нет факт обесценивания денег), а при их отсутствии не окупиться и за 40 лет. При этом из расчетов РЖД следует, что доходность проекта (чистая приведенная стоимость проекта) может составить 17,6 млрд руб. при оказании поддержки от государства, или же проект вовсе может оказаться убыточным - 65,9 млрд руб.

Напомним, что, говоря в августе 2013г. о перспективах развития другого инфраструктурного проекта - Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), президент РФ Владимир Путин заявил, что попытки "раздуть смету" при строительстве должны пресекаться самым жестким образом.

"Необходимо пресекать любые спекуляции и любые коррупционные схемы, попытки раздуть смету и под шумок нажиться на перепродаже земли... Нужно минимизировать ценовые риски проекта", - подчеркнул глава государства, добавив, что рассчитывает на активное содействие в этом вопросе властей столицы и Московской области.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 7 декабря
EUR ЦБ: 106,3 (-3,48)
Инвестиции, 06 дек, 18:27
Курс доллара на 7 декабря
USD ЦБ: 99,42 (-3,96)
Инвестиции, 06 дек, 18:27
У какой страны второе место по числу людей со сверхвысоким состояниемРБК и РЭЦ, 10:18
16-17 декабря состоится Meet Global MICE Congress: BRICS EditionПресс-центр, 10:11
Мичков впервые подрался в НХЛ в день своего юбилеяСпорт, 10:08
В Таиланде спасли измученного россиянина, пытавшего доплыть до берегаОбщество, 10:06
Боевые действия в Сирии. КартаПолитика, 10:05
Игра на опережение: как молодому сервису доставки обыграть гигантаPro, 10:02
ВТБ запустил сервис оплаты смартфономФинансы, 10:01
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Эксперты оценили недвижимость иностранцев, проданную в России с 2022 годаНедвижимость, 09:54
Как снабжают электроэнергией крупные научные центрыРБК и Россети, 09:46
Кадры с места взрыва внедорожника в ДонецкеОбщество, 09:44
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»Технологии и медиа, 09:41
Россияне назвали оптимальный размер пенсииОбщество, 09:39
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантингаPro, 09:39
В Донецке взорвался внедорожникПолитика, 09:33