Вывод российских войск из Грузии – незаконен?
Судя по всему, очередной - седьмой по счету - раунд российско-грузинских переговоров в Москве о судьбе военных баз России в Грузии завершился неудачно. Российскую делегацию на переговорах возглавлял вице-премьер правительства Илья Клебанов, грузинскую – министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили. То обстоятельство, что в переговорном процессе отсутствуют динамика и эволюция, не могло сгладить даже оптимистическое заявление Клебанова о том, что «Россия намерена выполнить свои обязательства в соответствии со Стамбульскими соглашениями и вывести военнослужащих с военных баз в Гудауте и Вазиани к 1 июля текущего года». Проблемы возникли с двумя другими нашими базами: в Ахалкалаки и Батуми. Даже Клебанов после окончания переговоров был вынужден заявить, что в этом вопросе «продвинуться не удалось».
Наблюдатели усматривают две основные причины, которые стали тормозом в достижении сторонами приемлемого решения. Во-первых, сроки закрытия этих баз. Россия настаивает на 14-летнем периоде, Грузия – на 3-летнем. Причем у каждой из сторон есть свой резон. Москва, например, хочет всячески растянуть по времени вывод наших баз, полагая, что такой срок позволит ей маневрировать с нашим присутствием в Грузии, не покидая ее окончательно. Неофициально – Москва ждет смены власти в Грузии. Слишком капризный и непостоянный Шеварднадзе уже перестал быть «нашим большим другом». Не исключено, что с новым грузинским лидером по базам удастся договориться.
Сейчас уже понятно, что Борис Ельцин в Стамбуле на саммите ОБСЕ совершил большую ошибку, согласившись на вывод наших войск с территории Грузии, которая нужна России не только как важный плацдарм в регионе Большого Кавказа. Есть и другая опасность: уйдем мы, придут другие. По крайней мере, есть информация о том, что на базе в Вазиани уже появились турецкие специалисты.
Грузия, в свою очередь, хочет как можно скорее решить вопрос со всеми российскими базами, так как наше присутствие там мешает более активно налаживать военное сотрудничество с НАТО. Кроме того, не увенчались успехом попытки Тбилиси решить проблему строптивой Абхазии в увязке с нахождением российских баз в Грузии. Сухуми, например, не возражает против ухода русских, но при условии, что Россия оставит Абхазии свою противовоздушную батарею «Бук», 50% автопарка и боеприпасов. Что, понятно, Грузию никак не устраивает. Вместе с тем в условиях, когда Сухуми твердо отстаивает свой суверенитет, уход наших миротворцев создаст предпосылки для нового военного столкновения между Абхазией и Грузией.
Есть и вторая причина, тормозящая достижение соглашения о выводе войск. Представляется сомнительной сама правовая основа вывода российских военных из Грузии. Как известно, международные соглашения (а Стамбульские соглашения 1999 года таковыми, несомненно, являются) должны быть ратифицированы российским парламентом. Однако этого сделано не было. Более того, соответствующие документы в нижнюю палату даже не поступали. Отсюда следует вывод, что вывод наших баз с территории Грузии осуществляется, мягко говоря, незаконно.
И российские, и грузинские представители весьма скупо выдают информацию о состоянии переговорного процесса по базам, что, помимо секретности, которая традиционно сопровождает переговоры по военной теме, может свидетельствовать о том, что стороны далеки от принятия решения, которое бы устраивало всех.