Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Башкирии во время охоты погиб замглавы отдела управления МЧС Общество, 14:35 Лыжница Сорина стала второй в гонке преследования на этапе Кубка мира Спорт, 14:32 NVIDIA выросла на 237% за 2 года. Может стать гегемоном на рынке чипов Инвестиции, 14:29 РБК покажет в прямом эфире день инвестора Сбера 14:24 Йоханнес Бё выиграл спринт на этапе Кубка мира по биатлону Спорт, 14:22 «Сочи» в меньшинстве проиграл «Уралу» Спорт, 14:21 «Пародия на бокс». Что говорили после боя Майка Тайсона и Роя Джонса Спорт, 14:18 Россияне Шварцман и Мазепин заняли два первых места на этапе «Формулы-2» Спорт, 14:09 Портал «Госуслуги» начнет автоматически извещать пользователей о долгах Общество, 14:03 В Минске начались задержания протестующих Политика, 14:00 Как развивается российский рынок «умных» домов РБК и Intel NUC, 13:55 РБК покажет в прямом эфире день инвестора Сбера 13:51 Джонс остался недоволен ничьей и заявил о новом бое с Тайсоном Спорт, 13:38 Доктор Мясников предупредил об опасности новой эпидемии Общество, 13:29
Следите за курсами на сайте или в приложении РБК
Экономика ,  
0 

Эксперты Кудрина предложили создать спецкомиссию по дерегулированию

Законодательные акты в России создаются по принципу «лоскутного одеяла», считают в Центре стратегических разработок Алексея Кудрина. Эксперты предлагают разорвать «порочный цикл», создав специальную комиссию по дерегулированию
Алексей Кудрин
Алексей Кудрин (Фото: Руслан Шамуков / ТАСС)

Оптимизировать регуляторную политику мешает «реактивный» характер российского законодательства, пишут авторы доклада «Регуляторная политика в России», подготовленного экспертами Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина совместно с НИУ ВШЭ (есть у РБК). Кудрин недавно занял пост главы Счетной палаты, но остается председателем совета ЦСР.

Регуляторная политика — то, каким образом государство формирует и меняет правила работы бизнеса, общественных организаций, бюджетного сектора. По мнению ЦСР, ее изменение является одним из приоритетов в проведении структурных реформ, необходимых России для достижения темпов экономического роста выше среднемировых и реализации нового майского указа президента.

Как следует из доклада, нынешнее регулирование в России сложно назвать эффективным: новые законодательные акты создаются не в рамках четко продуманного плана, а в качестве ответа власти на тяжелые и порой даже катастрофические события. Разработка таких актов задолго до получения итогов официального расследования произошедших событий уже стала традицией, говорится в докладе. В качестве примера в ЦСР приводят федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятый через два месяца после взрыва на шахте «Распадская» в Кузбассе в 2010 году и давший надзорным органам возможности для «неконтролируемого произвола».

Законодательство все больше становится похоже на «лоскутное одеяло», состоящее из попыток приложить единые нормы и требования к разным вещам. «Попытки применить такие нормы на практике оборачиваются новыми проблемами, и порочный цикл запускается заново», — считают в ЦСР.

В результате таких действий многие законодательные акты утрачивают свою стабильность. К примеру, с начала 2012 года по настоящее время было внесено:

— 69 изменений в Градостроительный кодекс;

— 218 изменений (оформленных отдельными федеральными законами) в часть 2 Налогового кодекса;

— 343 изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

Комиссия по дерегулированию

Еще одним недостатком системы является отсутствие единого центра принятия решений по регуляторным вопросам, пишут эксперты, а также явные противоречия между законодательными актами разных государственных институтов. «Так, с одной стороны, экономическим блоком правительства декларируется снижение административной нагрузки на бизнес, а с другой (во многом под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность) — постоянно вводятся все новые ограничительные нормы», — указывают в ЦСР.

Среди других, плохо работающих механизмов нормотворчества эксперты называют: Проектный офис аппарата правительства с низким уровнем прозрачности, формализм при написании финансово-экономических обоснований к проектам федеральных законов (их авторами обычно являются Минфин и Госдума), редко применяемый механизм оценки регулирующего воздействия (ОРВ) к проходящим второе чтение законопроектам.

​«Регуляторная политика, наряду с монетарной и бюджетной, является одним из основных драйверов экономического роста», — утверждают авторы доклада. Грамотное использование этого инструмента госуправления, по мнению экспертов, способно дать до 1,5–2,5% прироста ВВП в год, а также обеспечить повышение уровня занятости, производительности труда, предпринимательской и инновационной активности. Для оптимизации этой политики эксперты ЦСР предлагают создать специальный орган — президентскую комиссию по дерегулированию.

Он должен служить центром принятия решения по оптимизации нормативной базы, а также стать ключевым элементом запуска новой, комплексной регуляторной политики, отмечается в докладе. Курировать работу этого центра может, по задумке экспертов, специально созданное подразделение администрации президента либо аналогичный орган при правительстве. Среди полномочий, которыми предлагается наделить комиссию, — право признавать федеральные законы недействительными либо подлежащими пересмотру. Также она может давать рекомендации президенту по законам, принятым Госдумой и одобренным Советом Федерации, о применении вето.