Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

На юг через Арктику: Россия решила тряхнуть Северным морским путем

Российские власти, похоже, всерьез решили реанимировать старый арктический проект - Северный морской путь (СМП), задуманный еще в советские годы. Путь между европейской частью России и Дальним Востоком по морям Северного Ледовитого океана (и частично - Тихого) активно разрабатывали в 80-е. Однако потом эту суровую, но короткую альтернативу Суэцкому каналу благополучно забыли в суматохе реформ и кризиса 90-х.
На юг через Арктику: Россия решила тряхнуть Северным морским путем

Теперь же Минтранс РФ предлагает вернуться к проекту, в который когда-то с традиционным советским размахом вложили столько сил и средств. Сегодня на конференции "Северный морской путь: стратегия возрождения" глава ведомства Игорь Левитин сообщил, что уже в сентябре текущего года "Совкомфлот" осуществит экспериментальный рейс из Мурманска в порты Юго-Восточной Азии.

Хорошо забытое старое

Для обеспечения бесперебойной работы СМП к середине 80-х годов была создана целая транспортная система. Однако после распада СССР до северных морских проблем никому не было дела. Это привело к постепенному разрушению инфраструктуры, построенной в Арктике в советский период. Были упразднены и органы управления Северным морским путем. В результате, по данным администрации Архангельской области, объем грузоперевозок по СМП снизился с 6,7 млн т в 1989г. до 2 млн т в современный период.

Проект мог бы еще надолго остаться замороженным (во всех смыслах), но, как говорится, не было бы счастья, да пиратство помогло. После того как за последние 2-3 года сомалийские пираты стали узнаваемыми персонажами новостей и даже учредили собственную биржу, российские транспортные власти стали все чаще задумываться о безопасности морских перевозок.

Изобретать велосипед не пришлось - в плане пиратов безопаснее Арктики было трудно что-либо придумать. Теперь Минтранс РФ предлагает вывести из 20-летней комы советский проект и воссоздать администрацию СМП, которая осуществляла контроль за судоходством, проводкой судов и гидрографическим обеспечением на трассах пути. Первой ласточкой должен стать танкер "Совкомфлота", который с проводкой атомного ледокола повезет углеводороды из Мурманска.

"Мы рассчитываем, что эксперимент докажет судовладельцам экономическую обоснованность альтернативы Южному пути через Индийский океан, который, по известным всем обстоятельствам, стал небезопасным", - сказал сегодня И.Левитин.

Ближний Северный путь

Сегодня используются разные морские пути из Европы в Юго-Восточную Азию: суда идут и вокруг Европы и Африки, и через Суэцкий канал, и через Тихий океан, говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Однако путь через Средиземное море и Суэцкий канал в последнее время стал действительно опаснее из-за пиратов, отмечает он.

При этом СМП короче его южного варианта через Суэцкий или Панамский канал более чем в 2 раза, добавляет эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации" Петр Клюев. Именно по этой причине многие европейские государства, а также США всегда проявляли повышенный интерес к этому маршруту, говорит он.

Основной проблемой, препятствующей полноценному использованию этого маршрута, всегда была его высокая опасность из-за льдов. Для решения этого вопроса у России есть атомные ледоколы, способные вести проводку судов в самых сложных условиях. Это, по мнению Д.Баранова, позволяет рассчитывать на получение серьезных доходов от этой деятельности.

По подсчетам Центрального НИИ Морского флота, себестоимость транспортировки одного контейнера в зимний период навигации на СМП при легких ледовых условиях в среднем на 25-27% выше, чем по Южному пути. Однако в летний период навигации перевозки по нему в среднем на 33-35% выгоднее доставки контейнеров через Суэцкий канал. Таким образом, перевозки контейнеров по СМП могут составить достойную конкуренцию южному варианту, обеспечивая в среднем за год меньший уровень затрат.

СМП как повод заработать

Для восстановления транзитных перевозок по СМП, прекращенных с 2001г., необходим целый комплекс мер, отмечают в администрации Архангельской области. Зато если их реализовать, объем грузоперевозок по СМП в целом, по оценкам специалистов, к 2015-2020гг. может составить 35-40 млн т в год.

Для торговли со странами Юго-Восточной Азии России нет надобности пользоваться СМП - для этого у нас есть дальневосточные порты, говорит Д.Баранов. По его словам, Россия предлагает воспользоваться этим путем своим иностранным партнерам и планирует заработать на этом. Европейские транспортные компании могут воспользоваться путем в качестве альтернативного маршрута доставки своих грузов в Азию, существенно сэкономив на топливе и сроках, соглашается с коллегой П.Клюев.

В 2009г. товарооборот между Россией и Юго-Восточной Азией составил примерно 8 млрд долл., за I квартал 2010г. - 2,2 млрд долл. Относительно общего товарооборота цифры довольно небольшие, признает П.Клюев, но перспективы развития отношений со странами ЮВА имеются.

С развитием новых, более дешевых торговых маршрутов товарооборот между Россией и ЮВА, скорее всего, вырастет. Так, с введением СМП на новые мощности могут возрасти объемы поставок различных продовольственных товаров (примерно на 15-20%), таких как чай, кофе, пряности, фрукты и овощи, прогнозирует эксперт.

Импульс арктического развития

Восстановление СМП также даст мощный импульс развитию арктических территорий и России в целом, отмечают в администрации Архангельской области. Сегодня в Арктике добывается 98% алмазов, 90% золота, нефть, газ, никель, платина. Запасы газа в Арктике составляют более половины от общероссийских объемов, углеводородов - 90%, в том числе 70% - на шельфе Баренцева и Карского морей. Есть углеводороды и на глубине Северного Ледовитого океана, подсчитали в области.

В последнее время к Арктике приковано большое внимание, так как там разведаны богатейшие запасы углеводородов, подтверждает И.Левитин. Кроме того, СМП, вероятно, будет привлекателен и для собственников Штокмановского месторождения: перевозка сжиженного газа танкерами может вполне обойтись дешевле, чем прокладка труб, добавляет П.Клюев.

Екатерина Чичурина, РБК

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней


 

.

Лента новостей
Курс евро на 9 мая
EUR ЦБ: 98,95 (+0,64)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Курс доллара на 9 мая
USD ЦБ: 91,82 (+0,7)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Джокович получил удар бутылкой по голове на «Мастерсе» в Риме Спорт, 00:19
Путин наградил орденом Дружбы молдавского депутата Марину Таубер Политика, 00:12
В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность Политика, 00:03
Ученые предупредили о начале мощнейшей за 20 лет магнитной бури Общество, 10 мая, 23:49
Путин ввел новое звание «Заслуженный работник избирательной системы РФ» Политика, 10 мая, 23:47
В поселке в Белгородской области взорвался беспилотник Политика, 10 мая, 23:35
Число погибших из-за атаки на нефтебазу в Ровеньках выросло до трех Политика, 10 мая, 23:15
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Сбежавший польский судья вместо секретного документа выложил фото Туска Политика, 10 мая, 22:49
Пасечник сообщил об «объятой огнем» нефтебазе после атаки ВСУ Политика, 10 мая, 22:44
В Курской области сбили беспилотник Политика, 10 мая, 22:33
Reuters назвал сроки прибытия первых F-16 на Украину Политика, 10 мая, 22:17
В трех областях предупредили об опасности атаки беспилотников Политика, 10 мая, 21:58
Троих дагестанцев наградят за спасение пассажиров автобуса в Петербурге Общество, 10 мая, 21:44
В Польше исключили отправку украинцев призывного возраста на родину силой Политика, 10 мая, 21:39