Предчувствие кризиса: чего ждут от встречи финансовой G20
Наказ от МВФ
В пятницу в Шанхае начнется двухдневная встреча министров финансов и глав центробанков стран «Большой двадцатки». Накануне встречи Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал специальный доклад, где дал свои рекомендации руководителям финансовых ведомств стран G20.
МВФ констатировал, что мировая экономика в 2016 году уже показала рост хуже, чем ожидалось, — в первую очередь из-за сокращения деловой активности в развитых странах. Представленные в январе прогнозы по росту мировой экономики в 2016 и 2017 годах на 3,4 и 3,6% соответственно могут быть пересмотрены в худшую сторону уже в апреле. Фонд считает, что восстановление мировой экономики находится под угрозой в связи с замедлением экономики Китая, падением цен на сырьевых рынках и неопределенностью на рынках финансовых.
«Мировая экономика нуждается в общих усилиях для сдерживания рисков и поддержания роста», — говорится в докладе. При этом полагаться исключительно на понижение процентных ставок недостаточно. Страны G20, по мнению фонда, должны договориться о координации своей политики по стимулированию спроса. Добиваться этого, по мнению МВФ, следует через увеличение государственных расходов, инвестируя в инфраструктуру. Этот совет, в частности, обращен к Германии — правительство Ангелы Меркель следует курсу жесткой бюджетной дисциплины и не особенно поддерживает идеи госинвестирования.
МВФ отдельно дал свои рекомендации крупнейшим развивающимся экономикам — Китаю, Индии, Бразилии и России. Фонд отмечает, что Россия, учитывая резкое сокращение доходов от нефти, должна скорректировать свои расходы в 2016 году. Политика бюджетной консолидации и сокращения бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе должна быть продолжена.
По обнародованным российским Минфином данным, за первый месяц 2016 года доходы бюджета по сравнению с тем же периодом прошлого года сократились на 18%, а расходы — на 54%, что позволило исполнить в январе бюджет с профицитом 390,2 млрд руб. Однако прогнозируемый на 2016 год дефицит госбюджета должен составить 2,36 трлн руб. (около 3% ВВП). Министр финансов Антон Силуанов уже выступил с предупреждением, что при сохранении цены на нефть в районе $30 за баррель бюджет может недосчитаться дополнительных 2,5 трлн руб.
Неделю назад с похожим по смыслу прогнозом выступила Организация экономического сотрудничества и развития. Организация также призвала власти ведущих экономик мира к срочным действиям по увеличению государственных инфраструктурных инвестиций.
Повестка дня
Заключение каких-то судьбоносных соглашений в ходе встречи финансовой «двадцатки» маловероятно — далеко не все разделяют опасения МВФ по поводу того, что за спадом на финансовых рынках неминуемо должно начаться замедление мировой экономики. В частности, министр финансов США Джек Лью 24 февраля заявил Bloomberg, что текущее положение реальных экономик гораздо лучше, чем положение финансовых рынков. «Сейчас нет кризиса. Не нужно ожидать антикризисного реагирования в ситуации, в которой кризис отсутствует», — подчеркнул Лью.
Реализация мер по увеличению государственных расходов, которые предлагает МВФ для стимулирования роста в еврозоне, наверняка встретит оппонента в лице министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, одного из главных сторонников урезания бюджетных расходов. Несмотря на то что МВФ еще с лета 2015 года призывает Германию к увеличению государственных расходов для оживления экономического роста еврозоны, Берлин смотрит на такие меры скептически. «Мы не должны позволять себе следовать иллюзии того, что мы можем решить наши проблемы за счет использования все большего объема государственных средств и все более высоких дефицитов», — заявлял еще в 2014 году Шойбле.
Сбалансированность бюджета стала для него своего рода навязчивой идеей, отмечает экономический обозреватель Deutsche Welle Рольф Венкель. Согласно опубликованной 23 февраля статистике, профицит бюджета Германии достиг рекордных значений со времени объединения страны — €12,1 млрд.
Накануне саммита Шойбле в интервью агентству DPA призвал ЦБ стран «двадцатки» к более тесному взаимодействию. При этом министр подверг критике ФРС США за разнонаправленные сигналы рынку: в декабре ФРС давал понять, что планирует ужесточить денежно-кредитную политику, а в итоге в январе оставил базовую ставку без изменений.
Как отмечает The Financial Times, значительное внимание будет обращено на Китай, чей основной фондовый индекс Shanghai Composite 25 февраля рухнул на 6,8%. От Пекина ожидают подтверждения того, что он не собирается проводить девальвацию юаня для стимулирования экономического роста.
Накануне встречи в прессе обсуждалась возможность соглашения между странами G20 по валютным интервенциям в целях поддержки китайского юаня и ограничения роста курса доллара. Похожее соглашение уже заключалось в 1985 году — оно вошло в историю как «соглашение в отеле «Плаза». Тогда США, Япония, Великобритания, Франция и ФРГ договорились вести совместную работу по ослаблению курса доллара путем валютных интервенций. Соглашение помогло подписавшим его странам стимулировать внутренний спрос, а США — поддержать экспортное производство.
О том, что страны G20 должны использовать грядущий саммит для договоренности о координированных валютных интервенциях, заявили сразу несколько авторитетных аналитиков и банков. В частности, о координации усилий по поддержке юаня говорили аналитики Deutsche Bank. «Уже пришло время для США и других мировых игроков разрабатывать планы, как поддержать Китай в его переходе к определяемому рынком курсу юаня», — заявил аналитик банка Алан Раскин. О том же говорил аналитик Bank of America Майкл Хартнетт.
Тем не менее министр финансов Китая Лоу Цзивэй категорически отверг возможность повторения «Плазы-1985». «Это лишь медийная фантазия. Такого плана не существует», — заявил министр на прошедшем на прошлой неделе экономическом форуме в Пекине.
Нереализованные планы
Практика показывает, что даже в случае если финансовой «двадцатке» удастся договориться о коллективных мерах по преодолению мирового финансового кризиса и стимулированию экономического роста, они совсем не обязательно будут реализованы.
В феврале 2014 года на встрече министров финансов и глав ЦБ в Сиднее было принято совместное заявление о том, что страны «двадцатки» должны добиться совокупного роста своего ВВП как минимум на 2% в течение пяти следующих лет (что составило бы более $2 трлн в реальном выражении).
Тем не менее, как отмечает МВФ, в итоге было реализовано менее половины ключевых мер для достижения цели. В Австралии стороны тогда согласовали около 1000 различных мер — от работы над общими глобальными инфраструктурными проектами до внедрения единых стандартов автоматического обмена финансовой информацией (Common Reporting Standard). По подсчетам Университета Торонто и российской Высшей школы экономики (*.pdf), за это время наибольших успехов страны «двадцатки» достигли в совместной разработке противомикробных препаратов, хуже же всего дела обстояли на таких направлениях, как отказ от субсидирования добычи ископаемых видов топлива или координация фискальной политики. Но полностью не было исполнено ни одно из обязательств. Совокупные ежегодные темпы роста ВВП стран G20 до 2018 года составят лишь 0,8%.