А.Дворкович: Минфин завысил потери от снижения НДС
По его мнению, в течение непродолжительного отрезка времени для покрытия рисков, связанных со снижением налогов, частично могут быть использованы средства Стабилизационного фонда.
А.Дворкович отметил, что необходимо переходить от взимания НДС на налог с продаж, который собирался бы региональными и местными бюджетами. "При существовании НДС, мы далеко не уйдем в нашей налоговой политике", - сказал он. Вместе с тем, А.Дворкович признал, что налог с продаж также имеет свои недостатки и трудности администрирования. Таким образом, переход от НДС к налогу с продаж - скорее политическое решение.
Напомним, что налог с продаж был отменен в России с 1 января 2004г. До этого времени ставка налога составляла 5%. Минфин выступает против идеи отмены НДС и замены его налогом с продаж. В министерстве также считают, что снизить ставку НДС возможно не ранее 2009г.
Минфин России предлагает в 2009г. ввести единую ставку НДС в размере 15%, при этом выпадающие доходы федерального бюджета РФ оцениваются в сумме около 300 млрд руб. Об этом говорится в материалах Минфина "Оценка влияния снижения с 2007г. ставки НДС до 13% на макроэкономику и бюджет", внесенных в правительство.
Согласно оценке Минфина, выпадающие доходы федерального бюджета при снижении НДС до 13% с отменой льготной ставки в 2007г. составят 523 млрд руб., или 1,9% ВВП, в 2008г. - 620,2 млрд руб., или 2% ВВП. С сохранением льготной ставки в 10% такая мера привела бы к выпадающим доходам в 553,6 млрд руб., или 2% ВВП в 2007г. и 657,4 млрд руб., или 2,1% ВВП в 2008г. Выпадающие доходы при снижении НДС до 16% с сохранением льготной ставки в 2007г. составят 217,1 млрд руб., или 0,8% ВВП, в 2008г. - 262,8 млрд руб., или 0,8% ВВП. Выпадающие доходы бюджета при снижении налога с отменой льготной ставки в 2007г. составят 150,2 млрд руб., или 0,5% ВВП, в 2008г. - 188,4 млрд руб., или 0,6% ВВП.
В Минфине отмечают, что снижение ставки НДС до 13% не окажет существенного влияния на экономический рост, но повышает ценовую конкурентоспособность импорта. Снижение НДС до 13% также привело бы к увеличению объема денежного предложения, невыполнению целевых ориентиров по инфляции и ускорению реального укрепления рубля. Реализация данной меры без соответствующего сокращения расходов значительно повышает риски в проведении бюджетной политики в среднесрочной перспективе - возрастает зависимость бюджета от цен на нефть, бюджетная система становится неустойчивой даже при умеренных ценах на нефть. Все это приведет к необходимости расширить государственные заимствования и перейти к бюджетному дефициту. Учитывая изложенное, снижение ставки НДС до 13% в настоящее время нецелесообразно, считают в Минфине.