ФАС представит новый антимонопольный закон
Подготовленный антимонопольным ведомством законопроект предполагает, что после его принятия в РФ будет действовать один закон о конкуренции вместо существующих сейчас двух: закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Хотя текст, подготовленный в недрах антимонопольной службы, еще не был представлен, от нового закона ожидают гораздо более жестких мер по отношению к олигополиям и монополистическим структурам.
Эксперты связывают ужесточение позиций ФАС, не в последнюю очередь, с новым главой ведомства питерцем Игорем Артемьевым. За последний год ФАС чаще стало инициировать громкие разбирательства, связанные с картельными сговорами. В начале ноября Федеральная антимонопольная служба зарегистрировала в Минюсте правила применения антимонопольного законодательства к российским банкам. Согласно новому положению, ФАС будет отслеживать деятельность банков, чья доля на рынке частных вкладов и кредитов составляет не менее 1%. Таким образом, под пристальное внимание антимонопольного ведомства подпадают крупнейшие российские финансовые институты - Сбербанк, ВТБ, Росбанк, Альфа-банк, Банк Москвы и многие другие.
Другая инициатива ФАС связана с решением бороться с монопольным положением нефтяных компаний ради снижения цен на нефтепродукты. Как заявил министр природных ресурсов Юрий Трутнев, его ведомство совместно с Федеральной антимонопольной службой предлагает учитывать размеры компаний при раздаче лицензий на разработку нефтяных месторождений. Фактически речь идет о том, что в ходе аукционов при прочих равных условиях предпочтение будет отдаваться претендентам меньшего размера. По мнению правительственных чиновников, высокая концентрация нефтяного сектора является причиной двух негативных тенденций: низких темпов прироста запасов в стране и роста внутренних цен на нефтепродукты. "Если анализировать нынешнее состояние дел, то, что делают многие монополии на этом рынке, можно назвать экономическим браконьерством", - заявил в этой связи Игорь Артемьев. Не исключено, что поправки, касающиеся проведения аукционов на разработки месторождений, войдут в текст нового законопроекта.
В тексте нового закона, видимо, найдет отражение и одна из самых громких историй, доставшаяся еще по наследству от МАПа, эпопея с повышением цен металлургами. 1 декабря Федеральный арбитражный суд Московского округа планирует рассмотреть жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение суда, признавшего незаконным предписание ведомства в отношении ОАО "Северсталь". Напомним, что 14 января 2004 года комиссия МАП признала факт сговора "Северстали" и "Магнитогорского металлургического комбината" на рынке трубной заготовки. Тогда металлургам было предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства и согласовывать повышение отпускных цен на свою продукцию с антимонопольным ведомством. Однако "Северсталь" оспорила это решение, и летом текущего года Арбитражный суд Москвы признал это предписание незаконным. При явном противодействии ФАС, металлурги продолжили повышение цен со ссылкой на тенденции мирового рынка. ФАС, в свою очередь, внесло ОАО "Северсталь" в свой «черный» список компаний, устанавливающих согласованные цены. Очередное повышение цен произошло в октябре, и, как предполагают эксперты, новое повышение цен в декабре планирует Магнитогорский металлургический комбинат, что неминуемо приведет к повышению цен на всем рынке.
Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что высокие цены, устанавливаемые доминирующими компаниями, являются главной причиной замедления экономического роста в России и ставят под угрозу удвоение ВВП к 2008 г. Однако доказать это на деле весьма трудно. Камнем преткновения для ФАС в судах является требование арбитражей предоставлять подписанные и скрепленные печатями протоколы о ценовом сговоре. В новом законодательном акте главным новшеством обещает стать резкое увеличение штрафных санкций. Например, за злоупотребление доминирующим положением по новому закону будут штрафовать на 2-4% от годового оборота компании. Также будут введены штрафы за просрочку исполнения решений антимонопольной службы. И, видимо, в КоАП впервые появится понятие дисквалификации за нарушение норм антимонопольного законодательства. Дисквалификация по новому закону может быть распространена и на топ-менеджмент крупных компаний. Предусматривается, что их можно будет лишить права занимать подобные должности в течение трех лет. Проект нового закона о конкуренции существенно усложнит деятельность для многих российских монополистов, поэтому легкого прохождения проекта в парламенте ожидать не приходится.