Лента новостей
Авария лишила Себастьяна Феттеля лидерства в чемпионате мира «Формулы-1» 18:34, Спорт Помпео заявил Лаврову о нарушениях Россией договоренностей по Сирии 18:26, Политика «Роскосмос» рассказал об аресте сотрудника ЦНИИмаша после обысков ФСБ 18:19, Общество ФСИН рассказала о пересмотре сроков для 100 тыс. заключенных 18:10, Общество Как сократить расходы на 1 км пробега до 25%: опыт реальных компаний 17:55, РБК и «Шелл» СМИ назвали срок возможной выдачи Эквадором Ассанджа 17:48, Общество Смертник совершил самоподрыв в аэропорту Кабула после прибытия Дустума 17:10, Общество Трамп увидел вред для США в освещении СМИ встречи с Путиным 16:59, Политика Какой автомобиль выбрать для большой семьи 16:47, РБК и Volkswagen Teramont Рогозин заявил о начале работ по созданию новейшей ракеты «Союз-5» 16:36, Технологии и медиа Европарламент заморозил дотации партии Марин Ле Пен 16:09, Политика Reuters сообщил о встречах Бутиной с заместителями глав ФРС и Минфина США 16:04, Политика МЧС предупредило о грозе и сильном ветре в Москве 15:59, Общество СМИ анонсировали переход футболиста «Пари Сен-Жермен» в «Локомотив» 15:48, Спорт Сколько стоит и что дает честная автоматизация промышленности 15:45, РБК и Schneider Electric Сирия и Южная Осетия установили дипломатические отношения 15:36, Политика В ДНР заявили о создании ВСУ нового снайперского подразделения в Донбассе 15:31, Политика В Актау убили бывшего участника казахстанской команды КВН 15:07, Общество Порошенко предсказал установку флага Украины во всех городах Донбасса 14:55, Политика В МЧС рассказали о росте числа происшествий на воде во время ЧМ 14:30, Общество Сделать так же, но дешевле: как работает импортозамещение в Китае 14:29, РБК и Шелковый путь ЦСКА отказался продать лучшего бомбардира за €10 млн 14:22, Спорт Сечин не исключил создания сети АЗС «Роснефти» в Германии 14:12, Бизнес Сечин назвал максимальную цену на нефть к концу года 14:02, Экономика УПЦ сообщила о запрете перевозчикам везти верующих в Киев на крестный ход 13:59, Общество Гибкие дисплеи: когда мы сможем скручивать смартфоны 13:30, РБК и Ингосстрах Правозащитники проверят информацию об аресте ученого по делу о госизмене 13:20, Политика Трансфер футболиста испанского клуба в «Краснодар» сорвался 13:01, Спорт
От повышения стоимости билетов на плацкарт пострадают малообеспеченные россияне
Экономика, 24 окт 2012, 18:43
0
От повышения стоимости билетов на плацкарт пострадают малообеспеченные россияне
На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении проект закона "О федеральном бюджете на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015гг.". По предложению Министерства финансов в проект заложено двукратное сокращение объемов субсидирования перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах - с 29,8 до 14,9 млрд руб.
Фото: РБК

Планируется субсидировать проезд пассажиров младше 23 и старше 60 лет. Эксперты предупреждают, что последствия этого решения ощутят на себе все пассажиры, не попавшие в льготную категорию: уже с 2013г. цены на билеты в плацкартных вагонах для них могут вырасти на 67%, в общих - на 51%.

Плацкартные и общие вагоны весьма востребованы населением: ежегодно они перевозят более 66 млн пассажиров по всей России, что составляет 65% в общем пассажирообороте в дальнем сообщении. Наибольшей популярностью этот относительно доступный вид транспорта пользуется у пассажиров с низкими доходами - рабочих, служащих, специалистов среднего уровня. Эти категории граждан совершают поездки по стране 1-2 раза в год и не могут позволить себе авиаперелеты. К тому же во многих регионах железнодорожный транспорт является основным или единственным из-за недостаточно развитой сети автомобильных дорог и отсутствия регионального авиасообщения.

В силу высокой социальной значимости тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах регулируются государством в лице Федеральной службы по тарифам, которая для сохранения доступности устанавливает их на уровне ниже рентабельности. На сегодняшний день только 60% стоимости проезда в плацкарте оплачивают сами пассажиры, остальное покрывается субсидиями. Вернее, должно покрываться, поскольку государство компенсирует только 76% выпадающих доходов перевозчика. В результате по итогам 2011г. общий размер дефицита средств из федерального бюджета составил 7,2 млрд руб. В сравнении, например, с авиаперевозками существующий порядок субсидирования железнодорожного транспорта для государства является значительно более эффективным и экономичным. Субсидия на одного пассажира при авиаперевозке составляет 6 тыс. руб., а на пассажира плацкартного вагона - менее 450 руб.

"Многие социально значимые маршруты являются нерентабельными, именно поэтому они и нуждаются в государственном субсидировании, - отмечает заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин. – Снижение объемов субсидий повлечет за собой сокращение поездов по этим направлениям. В результате снизится транспортная доступность удаленных регионов страны и городов с населением менее 100 тыс. человек. При увеличении стоимости билета на 50% объем плацкартных перевозок снизится на 45%, так как значительная часть пассажиров полностью потеряет возможность пользоваться этим видом транспорта".

Нельзя не принимать во внимание и такое негативное последствие сокращения субсидий, как ухудшение условий проезда и качества пассажирских перевозок. Дефицит финансовых средств приведет к тому, что подвижной состав не будет закупаться в нужном количестве, будет меньше денег выделяться на ремонт вагонного парка, в результате чего к 2020г. более 20% парка плацкартных вагонов может исчезнуть.

Предлагаемая Минфином схема не нова, она уже действует в авиаперевозках. По мнению министерства, компенсировать за счет федерального бюджета необходимо только выпадающие доходы от перевозки в плацкартных и общих вагонах пассажиров моложе 23 лет и старше 60 лет. Однако, если для авиационного транспорта эта схема повышает доступность билетов, в случае с железнодорожным транспортом результат будет прямо противоположным. Для 80% пассажиров, не попадающих в "льготный" диапазон, стоимость проезда значительно увеличится. Так, стоимость плацкартного места в скором фирменном поезде Казань - Москва возрастет с 1436,4 руб. до 2134,5 руб., а по маршруту Адлер – Москва с 2744,6 руб. до 4078,5 руб.

Накануне стало известно, что Минфин решил пойти на уступки железнодорожникам и сейчас ищет возможность увеличить запланированный на 2013г. объем субсидий на 5-6 млрд руб. Министр финансов Андрей Силуанов отметил, что единовременное повышение цен является слишком резким, поэтому стоимость проезда в плацкарте планируется увеличивать поэтапно - на 20% в год в течение трех лет. По мнению главы Минфина, плавный переход на новые тарифы необходим, чтобы не пострадали слабо защищенные категории граждан.

Однако эксперты считают, что именно малообеспеченные жители регионов крайне чувствительны к любому увеличению тарифов, и рост в 20% серьезно ударит по кошельку этой категории пассажиров. "У нас около 80% россиян относятся к бедным слоям населения, которые могут себе позволить поездку на дальние расстояния только в плацкартном или общем вагоне, - говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Плацкарт во многом способствует поддержанию социальных связей внутри страны, объединяет людей и сближает регионы. Сокращение субсидий приведет к увеличению стоимости проезда в плацкартном вагоне, отмене поездов и росту социальной напряженности".

Непопулярное решение Минфина противоречит одному из принципов бюджетной политики на ближайшие годы, заявленных на самом высоком уровне - сохранению социальных гарантий для населения, добавляет эксперт.

Магазин исследований: аналитика по теме "Финансы"