Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Путин напутствовал будущих губернаторов словами «чтобы избы не горели» 17:23, Политика Московское метро дополнительно благоустроит вестибюли на 53 станциях 17:23, Политика Mastercard запустила сервис для перевода денег по номеру телефона 17:21, Технологии и медиа Приставы подтвердили закрытие ТЦ «Серебряный дом» в Москве 17:18, Общество ВМФ рассказал о новом вооружении «Адмирала Кузнецова» после ремонта 17:09, Общество Ученые пожаловались Дмитрию Медведеву на Роскомнадзор 16:58, Общество Могерини призвала прекратить дробить Сирию на части 16:53, Политика На Пекинском автосалоне дебютировал новый седан Hyundai 16:49, Авто СМИ узнали о плане китайского партнера «Роснефти» уволить 50% работников 16:44, Бизнес ЕСПЧ присудил основателю «Смотра.ру» компенсацию за содержание в СИЗО 16:39, Общество Платформа Wirex добавила криптовалюту Litecoin: как изменится цена 16:38, Крипто Суд заочно арестовал совладельца Азиатско-Тихоокеанского банка 16:37, Бизнес «Яблоко» исключило выдвижение от партии Яшина и Гудкова 16:36, Политика Нацполиция Украины объявила набор патрульных для Крыма 16:27, Политика Власти опровергли уход врио премьера Карапетяна в отставку 16:27, Политика Росстат подсчитал стоимость продуктов для шашлыков к майским праздникам 16:22, Общество 10 ароматов парфюмерной выставки Esxence 16:20, Стиль Роспотребнадзор дал рекомендации по выбору мяса для шашлыка 16:15, Общество Завод по производству картофеля фри для McDonald’s открылся в России 16:15, Общество Три студентки пострадали при взрыве вейпа в Зеленограде 16:11, Общество Мантуров не исключил закупки государством алюминия у UC Rusal 16:06, Бизнес Студенты МГУ опровергли слова Дворковича о согласовании фан-зоны 16:04, Общество McLaren создал для китайцев суперкар с драконом 16:02, Авто ​Шеф-повара этнических ресторанов — о вкусовых предпочтениях русских 16:00, Стиль «Знаешь, мама, где я был?»: нарисованный мир Резо Габриадзе 16:00, Стиль Ткачев поддержал ограничения на импорт товаров из США 15:55, Политика СМИ анонсировали переход футболиста «ПСЖ» в «Реал» за €200 млн 15:55, Спорт Минтранс раскритиковал агрессивную экспансию «Победы» на зарубежные рынки 15:54, Бизнес
От повышения стоимости билетов на плацкарт пострадают малообеспеченные россияне
Экономика, 24 окт 2012, 18:43
0
От повышения стоимости билетов на плацкарт пострадают малообеспеченные россияне
На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении проект закона "О федеральном бюджете на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015гг.". По предложению Министерства финансов в проект заложено двукратное сокращение объемов субсидирования перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах - с 29,8 до 14,9 млрд руб.
Фото: РБК

Планируется субсидировать проезд пассажиров младше 23 и старше 60 лет. Эксперты предупреждают, что последствия этого решения ощутят на себе все пассажиры, не попавшие в льготную категорию: уже с 2013г. цены на билеты в плацкартных вагонах для них могут вырасти на 67%, в общих - на 51%.

Плацкартные и общие вагоны весьма востребованы населением: ежегодно они перевозят более 66 млн пассажиров по всей России, что составляет 65% в общем пассажирообороте в дальнем сообщении. Наибольшей популярностью этот относительно доступный вид транспорта пользуется у пассажиров с низкими доходами - рабочих, служащих, специалистов среднего уровня. Эти категории граждан совершают поездки по стране 1-2 раза в год и не могут позволить себе авиаперелеты. К тому же во многих регионах железнодорожный транспорт является основным или единственным из-за недостаточно развитой сети автомобильных дорог и отсутствия регионального авиасообщения.

В силу высокой социальной значимости тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах регулируются государством в лице Федеральной службы по тарифам, которая для сохранения доступности устанавливает их на уровне ниже рентабельности. На сегодняшний день только 60% стоимости проезда в плацкарте оплачивают сами пассажиры, остальное покрывается субсидиями. Вернее, должно покрываться, поскольку государство компенсирует только 76% выпадающих доходов перевозчика. В результате по итогам 2011г. общий размер дефицита средств из федерального бюджета составил 7,2 млрд руб. В сравнении, например, с авиаперевозками существующий порядок субсидирования железнодорожного транспорта для государства является значительно более эффективным и экономичным. Субсидия на одного пассажира при авиаперевозке составляет 6 тыс. руб., а на пассажира плацкартного вагона - менее 450 руб.

"Многие социально значимые маршруты являются нерентабельными, именно поэтому они и нуждаются в государственном субсидировании, - отмечает заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин. – Снижение объемов субсидий повлечет за собой сокращение поездов по этим направлениям. В результате снизится транспортная доступность удаленных регионов страны и городов с населением менее 100 тыс. человек. При увеличении стоимости билета на 50% объем плацкартных перевозок снизится на 45%, так как значительная часть пассажиров полностью потеряет возможность пользоваться этим видом транспорта".

Нельзя не принимать во внимание и такое негативное последствие сокращения субсидий, как ухудшение условий проезда и качества пассажирских перевозок. Дефицит финансовых средств приведет к тому, что подвижной состав не будет закупаться в нужном количестве, будет меньше денег выделяться на ремонт вагонного парка, в результате чего к 2020г. более 20% парка плацкартных вагонов может исчезнуть.

Предлагаемая Минфином схема не нова, она уже действует в авиаперевозках. По мнению министерства, компенсировать за счет федерального бюджета необходимо только выпадающие доходы от перевозки в плацкартных и общих вагонах пассажиров моложе 23 лет и старше 60 лет. Однако, если для авиационного транспорта эта схема повышает доступность билетов, в случае с железнодорожным транспортом результат будет прямо противоположным. Для 80% пассажиров, не попадающих в "льготный" диапазон, стоимость проезда значительно увеличится. Так, стоимость плацкартного места в скором фирменном поезде Казань - Москва возрастет с 1436,4 руб. до 2134,5 руб., а по маршруту Адлер – Москва с 2744,6 руб. до 4078,5 руб.

Накануне стало известно, что Минфин решил пойти на уступки железнодорожникам и сейчас ищет возможность увеличить запланированный на 2013г. объем субсидий на 5-6 млрд руб. Министр финансов Андрей Силуанов отметил, что единовременное повышение цен является слишком резким, поэтому стоимость проезда в плацкарте планируется увеличивать поэтапно - на 20% в год в течение трех лет. По мнению главы Минфина, плавный переход на новые тарифы необходим, чтобы не пострадали слабо защищенные категории граждан.

Однако эксперты считают, что именно малообеспеченные жители регионов крайне чувствительны к любому увеличению тарифов, и рост в 20% серьезно ударит по кошельку этой категории пассажиров. "У нас около 80% россиян относятся к бедным слоям населения, которые могут себе позволить поездку на дальние расстояния только в плацкартном или общем вагоне, - говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Плацкарт во многом способствует поддержанию социальных связей внутри страны, объединяет людей и сближает регионы. Сокращение субсидий приведет к увеличению стоимости проезда в плацкартном вагоне, отмене поездов и росту социальной напряженности".

Непопулярное решение Минфина противоречит одному из принципов бюджетной политики на ближайшие годы, заявленных на самом высоком уровне - сохранению социальных гарантий для населения, добавляет эксперт.

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.