Дневной обзор рынка нефти: Цены топчутся на месте

Цены на нефтяные фьючерсы Light Sweet и Brent с начала торгов среды, 24 августа, изменились незначительно. По состоянию на 16:07 мск цены по сделкам с нефтяными фьючерсами составляли (долл./барр.):
IPE Brent Crude (октябрь) - 109,36 (+0,05%);
Light, Sweet Crude Oil (октябрь) - 85,29 (-0,16%).
За предыдущие три торговых сессии (23, 22 и 19 августа) цена нефти Brent повысилась на 2,3%, WTI (Light Sweet) - на 4,5%, из-за чего интерес к дальнейшим покупкам нефтяных фьючерсов в среду ослабел. Отрицательная динамика цен обусловлена отсутствием поддерживающих новостей, способных обеспечить повышенный интерес к покупкам.
На международном валютном рынке Forex доллар с начала дня чутьпонизился против евро и других ведущих мировых валют. Однако подешевел доллар пока не настолько существенно, чтобы обеспечить привлекательные условия для спекулятивных покупок нефти.
На рынке акций стран АТР торги в среду утром закрылись снижением ведущих фондовых индексов, что стало следствием понижения кредитного рейтинга Японии, являющейся третьим мировым импортером нефти после США и Китая.
Невысокий спрос на нефтяные фьючерсы отчасти вызван развитием событий в Ливии, где силы оппозиции взяли под контроль столицу страны Триполи. Рынок ждет скорого возобновления экспорта нефти из Ливии, однако эксперты считают, что для восстановления стабильной работы нефтяной отрасли стране потребуется продолжительное время.
В среду в 18:30 мск будут опубликованы официальные данные Министерства энергетики США (US Department of Energy) о запасах нефти и нефтепродуктов в стране, что также оказывает давление на нефтяные котировки. Ясный прогноз динамики запасов нефти и нефтепродуктов в США на среду отсутствует.
Накануне вечером отраслевые эксперты прогнозировали недельное увеличение в США запасов сырой нефти и тяжелых дистиллятов. По итогам отчетной недели, завершившейся 19 августа, коммерческие запасы сырой нефти в США, по мнению отраслевых специалистов, могли подрасти на 2,0-2,2 млн барр., а запасы тяжелых дистиллятов - на 1,2-1,3 млн барр. В то же время запасы бензина в США за неделю могли снизиться на 1,4-1,5 млн барр.
Тем временем по предварительным данным Американского института нефти (American Petroleum Institute, API), которые были обнародованы в среду в 00:30 мск, коммерческие запасы сырой нефти в США по итогам отчетной недели, завершившейся 19 августа, неожиданно снизились на 3,3 млн барр. Однако запасы нефтепродуктов, по данным API, за отчетную неделю существенно выросли: бензин - на 6,4 млн барр., а тяжелые дистилляты - на 2,0 млн барр.
Цены на нефтяные фьючерсы Middle East Crude Oil на Tокийской товарной бирже (ТOCOM) в среду немного понизились, изменившись за день менее чем на 0,3%. В том числе официальная цена наиболее активного по сделкам фьючерса (январь) по итогам торгов 24 августа 2011г. на TOCOM составила 50,170 тыс. иен за килолитр (около 104,00 долл./барр.), снизившись на 80 иен (-0,2%).
При этом цена активного контракта установилась в бэквордации относительно цены контракта Middle East Crude Oil на текущий календарный месяц, которая составила 50,920 тыс. иен/килолитр (около 105,55 долл./барр.), снизившись на 110 иен (-0,2%).
Middle East Crude Oil - это условная смесь из нефтяных марок Dubai и Oman. Она считается ценовым эталоном для нефтяного рынка региона Ближнего Востока. На TOCOM фьючерсы Middle East Crude Oil торгуются с сентября 2001г. Контракт является расчетным - т.е. физическая поставка нефти по фьючерсу не предусмотрена. Закрытие позиций осуществляется по окончании календарного месяца с расчетом вариационной маржи, исходя из средней за месяц цены нефтяной смеси Middle East Crude Oil, которую определит агентство Platts.
Разрыв между ценами на WTI и Brent не прекращает расти и недавно превысил уровень 26 долл./барр. По мнению аналитика "ВТБ Капитала" Колина Смита, причина такого расширения заключается в снижении цены WTI относительно цен на другие марки нефти, а не в подорожании Brent, в чем можно убедиться, отследив разницу цен на WTI и другие марки, включая Brent, по всему миру.
Для российских нефтяных компаний, отмечает эксперт, это означает, что WTI не может использоваться в качестве ориентира цены на экспортируемую нефть. Основная часть российской нефти реализуется в Европе в виде смеси Urals. В настоящее время зарождается экспорт с российского Дальнего Востока, главным образом в страны Азии, и эта нефть торгуется относительно цены на дубайскую нефть (Dubai). К дальневосточным маркам нефти относятся "Сокол" (добывается в рамках проекта "Сахалин-1"), "Витязь" ("Сахапин-2") и, конечно, нефть, которая все в большем объеме экспортируется по нефтепроводу ВСТО.
Согласно сравнительным данным, российская нефть (или база ее ценообразования) торгуется по отношению к Brent со значительно меньшей разницей, чем к WTI. При этом отсутствует сколько-нибудь сильный тренд к отклонению от среднего уровня. "Это подтверждает наше представление о том, что для понимания динамики экспортных цен на российскую нефть необходимо анализировать состояние цены на Brent, а не WTI. Как мы отмечали ранее, причиной отклонения от привычной разницы цен на WTI и Brent явилось увеличение объема поставок нефти из США и Канады на юг без соответствующего увеличения мощностей, обеспечивающего экспорт нефти с терминала в Кушинге в район Мексиканского залива. Мы считаем, что размер недавно установившегося дисконта в первую очередь отражает расходы на экспорт нефти из Кушинга не по трубопроводам, а по железной дороге, автомобильным транспортом или другими способами, допускаемыми в рамках разницы цен, а также относительным повышением загрузки мощностей НПЗ на среднем западе США, которые отгружают больше нефтепродуктов в восточном направлении, чем обычно", - отмечает К.Смит.
На долгосрочную перспективу, выходом из положения могло бы стать увеличение пропускной способности трубопроводов, по которым нефть отправляется из Кушинга к Мексиканскому заливу, но это, по мнению аналитика, произойдет не раньше 2013г., особенно после недавнего отказа техасской нефтегазовой компании Enterprise Products Partners от планов строительства трубопроводной ветки совместно с компанией Energy Transfer Partners. Таким образом, на первый план выходит проект расширения и продления трубопровода Keystone XL компании TransCanada, но против него активно выступают экологи, поскольку его реализация приведет к увеличению мощностей по импорту в США "грязной" нефти с канадских нефтяных песков. Запуск в эксплуатацию трубопровода Keystone XL ожидается не раньше 2013г.
Quote.rbc.ru