Президент одобрил создание финансового мегарегулятора
Создаваемому на базе ЦБ РФ мегарегулятору передаются некоторые функции, которые на сегодняшний день выполняет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). К ним относятся, в частности, контроль за страховой деятельностью, кредитной кооперацией и микрофинансовой деятельностью, деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и брокеров, а также надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и иных полномочий. Сфера регулирования Банка России расширяется и будет распространяться на все некредитные финансовые организации.
Кроме того, увеличивается до 5 лет срок полномочий председателя ЦБ РФ и членов совета директоров, которые должны будут быть переизбраны после вступления закона в силу. Снимаются ограничения по срокам предоставления Банком России кредитов банкам.
Банк России также наделяется правом законодательной инициативы для внесения в правительство РФ проектов законов и нормативных актов. При этом в Госдуму такие законодательные инициативы будут вноситься от имени президента либо правительства. Кроме того, ЦБ будет утверждать стандарты бухгалтерского учета, а также иметь полномочия по регистрации выпуска ценных бумаг как в отношении банков, так и в отношении некредитных финансовых организаций.
Между тем за правительством сохраняется ряд полномочий, в частности связанных с обязательными видами страхования, где страховые компании выполняют агентские функции, а не собственно страховые. Кроме того, за правительством остаются полномочия в той части пенсионной системы, которая касается Пенсионного фонда России (ПФР), а также исчисления и назначения пенсий.
В настоящее время мегарегуляторы в том или ином виде действуют более чем в 55 странах, при этом в 13 странах они созданы на базе центральных (национальных) банков.
Создание в России мегарегулятора финансового рынка на базе ЦБ обсуждалось кабмином на протяжении нескольких лет. Создание мегарегулятора, по замыслу авторов реформы, должно способствовать повышению стабильности на финансовом рынке, в том числе за счет снижения регулятивного арбитража и обеспечения более качественного анализа системных рисков.
Предполагается, что законопроект приведет к снижению административной нагрузки на субъекты финансового рынка. Также планируется, что он снизит административную нагрузку на субъекты финансового рынка.