Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

М.Делягин: С руководителей Минтранса надо спрашивать по делам

В Германии XVIII века считали, что хорошие дороги вредят экономике: если купцы и путешественники проезжают слишком быстро, они оставляют меньше денег. Стоит ли удивляться, что промышленное развитие там началось спустя почти 100 лет. По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, древняя дорожная политика, похоже, имеет сторонников в структурах возглавляемого Игорем Левитиным Министерства транспорта.
М.Делягин: С руководителей Минтранса надо спрашивать по делам

Ругать российские дороги вынужден едва ли не каждый гражданин, если только он не обслуживает транспортное ведомство, пишет М.Делягин в "Независимой газете". В том числе и в силу корпоративной культуры российского чиновничества: если китайские бюрократы стараются решать проблемы, а европейские умеют с ними жить, российские слишком часто используют их как инструмент для извлечения прибыли.

Многие чиновники превратили строительство и ремонт автотрасс в доходный бизнес. Строить дороги хорошо означает отнимать хлеб у ремонтников. Гораздо эффективнее поднимать рекламную бурю, яростно разъясняя оппонентам, что все дороги разные, и потому цены их строительства нельзя сопоставлять, что в Европе тоже есть дорогие, даже плохие дороги, а если что не так - все в тяжелом климате.

Ответом на это стала 5-километровая дорога в образцово-показательный Сколково. Из-за некачественной работы и "экономии" (в переводе на русский - воровства) материалов она развалилась за девять месяцев. А ведь при стандарте стоимости дороги в 10 млн руб. за 1 км, о котором информировал премьера Владимира Путина министр транспорта Левитин, стоимость ее километра превышала миллиард рублей.

На фоне таких успехов Минтранс порой предпочитает отчитываться не успехами, а затратами, например тем, что за последние 10 лет на дороги было израсходовано более 500 млн куб. м песка, 245 млн куб. м щебня и 34 млн т битума.

Только коррупционная компонента стоимости строительства оценивается в России в среднем в 25%. К этому надо добавить завышение смет и хищения (на материалах экономят с особой страстью). Воруют как сантиметры асфальтового покрытия у обочины, так и целые направления, построенные только на бумаге.

По данным авторитетных организаций (вроде Всемирного банка, Счетной палаты и самого Росавтодора), дороги в России в 2,6 раза дороже европейских, в 3 раза - американских и в 7 раз - китайских. Союз инженеров-сметчиков, сопоставляющих стоимость строительства по нескольким трассам, фиксирует: если в США 1 км трассы стоит от 2,28 млн до 8,85 млн долл., то в России - от 32 млн до 180 млн долл.

Лоббисты разъясняют: стоимость самого строительства в России не отличается от Западной Европы: у нас просто дороже земля. Даже если это и так, отмечает Делягин, то как российская дорога может стоить столько же, сколько европейская, если ее строят бригады "трудолюбивых соотечественников" с понятной оплатой труда и социальной защитой? А с другой стороны: почему земельные спекуляции, успешно пресекаемые в Европе, в России считаются неистребимым злом, которое остается лишь констатировать? Не потому ли, что главными спекулянтами как раз и оказываются главные защитники существующей системы? Хотя, по расчетам Левитина, на подготовку территорий при строительстве дорог уходит лишь 20% их стоимости.

Отчаянное положение отрасли вынудило Владимира Путина в последний день весны обратить особое внимание на необходимость оздоровления дорожного строительства и даже наметить целый комплекс мер по его улучшению. Ответ отрасли оказался символичен. Через 10 дней был введен летний запрет на движение грузовиков по федеральным трассам в жару.

Да, советские нормы не предусматривали возможность массового движения тяжелых фур. Но введение указанного запрета, насколько можно судить, не сопровождается приведением требований к качеству дорожного полотна в соответствие современным условиям. А ведь плохие дороги не только повышают издержки экономики и цены, не только способствуют экологическому кошмару. Плохие дороги, говорит М.Делягин, весомый фактор аварийности. Только за прошлый благополучный год в ДТП погибли 21 тыс. и были ранены 206 тыс. человек: ни один военный конфликт в последние десятилетия не приносил столько жертв.

Минтранс отвечает на бумаге за разные сферы транспортной инфраструктуры, но в первую очередь с его руководителей надо спрашивать за автодороги. Не по "песочным" отчетам и "стратегиям", забываемым до их принятия: спрашивать надо по делам, считает Михаил Делягин. Недавно Генпрокуратура сообщила о нарушениях в работе ГК "Росавтодор", отметив, что они уже устраняются. "Может, отрасль надо отдать в управление ей?" - задается вопросом известный российский экономист.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Министр ВВС США объяснил проблемы с созданием гиперзвукового оружия Политика, 00:35
AstraZeneca впервые признала, что ее вакцина может вызвать тромбоз Технологии и медиа, 00:21
Лимит бесплатных переводов между своими счетами увеличили до ₽30 млн Финансы, 00:01
Почему Валиеву наказали за допинг, а китайцев нет. WADA нашло объяснение Спорт, 00:00
«Реал» не смог обыграть «Баварию» в первом матче полуфинала ЛЧ Спорт, 30 апр, 23:57
В Одессе прогремели взрывы Политика, 30 апр, 23:34
На Украине перестали выплачивать пенсии почти 300 тыс. переселенцев Экономика, 30 апр, 23:11
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Колумбийский университет пригрозил исключить захвативших корпус студентов Политика, 30 апр, 23:05
Настя Ивлеева удалила все публикации в Instagram Политика, 30 апр, 22:54
Спецназ применил газ и водометы на митинге у здания парламента в Тбилиси Политика, 30 апр, 22:25
Основатель крупнейшей криптобиржи Binance получил тюремный срок Крипто, 30 апр, 22:19
Трампа оштрафовали и пригрозили тюрьмой по делу о выплатах порноактрисе Политика, 30 апр, 22:06
В Киеве начали демонтаж памятника «Переяславская рада» Политика, 30 апр, 21:59
Бойцу UFC Царукяну заморозили $31 тыс. из гонорара за нападение на фаната Спорт, 30 апр, 21:47