Лента новостей
В Саратове один человек погиб при пожаре в многоэтажном доме 24 сен, 23:39, Общество Российское судно «Заполярье» задержали в испанском порту 24 сен, 23:20, Общество Вашингтон согласился допустить Ту-214 к наблюдательным полетам над США 24 сен, 23:16, Политика ФИФА назвала лучшего игрока года и других лауреатов премии The Best 24 сен, 23:15, Спорт Суд назначил Навальному еще 20 суток ареста 24 сен, 23:12, Политика Трамп назвал Ким Чен Ына «открытым и потрясающим» человеком 24 сен, 23:01, Политика Сенцов стал почетным гражданином Парижа 24 сен, 22:21, Политика Зимин посетовал на падение доходов за время руководства Хакасией 24 сен, 22:17, Политика Новый шеф ЦРУ расширит масштабы разведки в отношении «сложных стран» 24 сен, 21:37, Политика «Фаворит» от Шойгу: что значит поставка С-300 в Сирию 24 сен, 21:19, Политика Минобороны представило новые данные о крушении Ил-20 в Сирии 24 сен, 21:08, Политика В Москве суд по подозрению в шпионаже арестовал осужденного за педофилию 24 сен, 21:04, Общество Нетаньяху заявил о росте рисков в регионе из-за поставки С-300 Сирии 24 сен, 21:01, Политика «Краснодар» вышел на второе место в чемпионате России 24 сен, 20:50, Спорт Арестованный в Осло «российский шпион» оказался ИТ-советником Совфеда 24 сен, 20:34, Политика Бывший глава «Почты России» ушел из EuroСhem 24 сен, 20:16, Бизнес Platts задумалось о расширении корзины Brent нефтью со всего мира 24 сен, 20:09, Экономика Аксенов назвал корабли ВМС Украины «ржавыми корытами» 24 сен, 20:03, Политика В ФАС предложили свои меры по поддержке попавших под санкции компаний 24 сен, 19:55, Бизнес ВТБ помог снять арест с 36% акций банка «Возрождение» 24 сен, 19:31, Финансы Apple завершила покупку приложения по распознаванию музыки Shazam 24 сен, 19:22, Бизнес «Роснефть» предложила подрядчикам перенести выплаты на следующий год 24 сен, 19:10, Бизнес США отреагировали на планы России поставить в Сирию С-300 24 сен, 19:07, Политика Путин в беседе с Нетаньяху назвал поставку С-300 Сирии адекватным шагом 24 сен, 19:06, Политика Фонд Сороса подал иски в ЕСПЧ и КС Венгрии из-за закона «Стоп Сорос» 24 сен, 18:50, Политика Умная электроэнергия: как небольшие электростанции меняют энергетику 24 сен, 18:44, РБК и Schneider Electric Когда покупать биткоин: стоимость криптовалюты опустилась до $6,6 тыс. 24 сен, 18:38, Крипто Власти оценили модернизацию транспортной инфраструктуры в ₽6,3 трлн 24 сен, 18:34, Политика
М.Делягин: С руководителей Минтранса надо спрашивать по делам
Экономика, 24 июн 2011, 15:43
0
М.Делягин: С руководителей Минтранса надо спрашивать по делам
В Германии XVIII века считали, что хорошие дороги вредят экономике: если купцы и путешественники проезжают слишком быстро, они оставляют меньше денег. Стоит ли удивляться, что промышленное развитие там началось спустя почти 100 лет. По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, древняя дорожная политика, похоже, имеет сторонников в структурах возглавляемого Игорем Левитиным Министерства транспорта.

Ругать российские дороги вынужден едва ли не каждый гражданин, если только он не обслуживает транспортное ведомство, пишет М.Делягин в "Независимой газете". В том числе и в силу корпоративной культуры российского чиновничества: если китайские бюрократы стараются решать проблемы, а европейские умеют с ними жить, российские слишком часто используют их как инструмент для извлечения прибыли.

Многие чиновники превратили строительство и ремонт автотрасс в доходный бизнес. Строить дороги хорошо означает отнимать хлеб у ремонтников. Гораздо эффективнее поднимать рекламную бурю, яростно разъясняя оппонентам, что все дороги разные, и потому цены их строительства нельзя сопоставлять, что в Европе тоже есть дорогие, даже плохие дороги, а если что не так - все в тяжелом климате.

Ответом на это стала 5-километровая дорога в образцово-показательный Сколково. Из-за некачественной работы и "экономии" (в переводе на русский - воровства) материалов она развалилась за девять месяцев. А ведь при стандарте стоимости дороги в 10 млн руб. за 1 км, о котором информировал премьера Владимира Путина министр транспорта Левитин, стоимость ее километра превышала миллиард рублей.

На фоне таких успехов Минтранс порой предпочитает отчитываться не успехами, а затратами, например тем, что за последние 10 лет на дороги было израсходовано более 500 млн куб. м песка, 245 млн куб. м щебня и 34 млн т битума.

Только коррупционная компонента стоимости строительства оценивается в России в среднем в 25%. К этому надо добавить завышение смет и хищения (на материалах экономят с особой страстью). Воруют как сантиметры асфальтового покрытия у обочины, так и целые направления, построенные только на бумаге.

По данным авторитетных организаций (вроде Всемирного банка, Счетной палаты и самого Росавтодора), дороги в России в 2,6 раза дороже европейских, в 3 раза - американских и в 7 раз - китайских. Союз инженеров-сметчиков, сопоставляющих стоимость строительства по нескольким трассам, фиксирует: если в США 1 км трассы стоит от 2,28 млн до 8,85 млн долл., то в России - от 32 млн до 180 млн долл.

Лоббисты разъясняют: стоимость самого строительства в России не отличается от Западной Европы: у нас просто дороже земля. Даже если это и так, отмечает Делягин, то как российская дорога может стоить столько же, сколько европейская, если ее строят бригады "трудолюбивых соотечественников" с понятной оплатой труда и социальной защитой? А с другой стороны: почему земельные спекуляции, успешно пресекаемые в Европе, в России считаются неистребимым злом, которое остается лишь констатировать? Не потому ли, что главными спекулянтами как раз и оказываются главные защитники существующей системы? Хотя, по расчетам Левитина, на подготовку территорий при строительстве дорог уходит лишь 20% их стоимости.

Отчаянное положение отрасли вынудило Владимира Путина в последний день весны обратить особое внимание на необходимость оздоровления дорожного строительства и даже наметить целый комплекс мер по его улучшению. Ответ отрасли оказался символичен. Через 10 дней был введен летний запрет на движение грузовиков по федеральным трассам в жару.

Да, советские нормы не предусматривали возможность массового движения тяжелых фур. Но введение указанного запрета, насколько можно судить, не сопровождается приведением требований к качеству дорожного полотна в соответствие современным условиям. А ведь плохие дороги не только повышают издержки экономики и цены, не только способствуют экологическому кошмару. Плохие дороги, говорит М.Делягин, весомый фактор аварийности. Только за прошлый благополучный год в ДТП погибли 21 тыс. и были ранены 206 тыс. человек: ни один военный конфликт в последние десятилетия не приносил столько жертв.

Минтранс отвечает на бумаге за разные сферы транспортной инфраструктуры, но в первую очередь с его руководителей надо спрашивать за автодороги. Не по "песочным" отчетам и "стратегиям", забываемым до их принятия: спрашивать надо по делам, считает Михаил Делягин. Недавно Генпрокуратура сообщила о нарушениях в работе ГК "Росавтодор", отметив, что они уже устраняются. "Может, отрасль надо отдать в управление ей?" - задается вопросом известный российский экономист.

Магазин исследований: аналитика по теме "Транспорт"