Путин защитил действия ЦБ фразой «у нас может быть как в Турции»
Недовольство решениями Банка России о повышении ключевой ставки понятно, однако отказ от такой политики мог бы привести к повторению турецкого сценария, где за снижением ставок последовал обвал курса национальной валюты. Об этом заявил на традиционной большой пресс-конференции президент России Владимир Путин. Трансляцию ведет РБК.
«Конечно, можно здесь поругивать Центральный банк. Я каждый день в контакте с коллегами из реального сектора экономики, знаю, как они ругаются на ЦБ, и знаю их аргументы... Я знаю неудовлетворенность реального сектора [экономики] от повышения ставок, но если этого не делать, то у нас может быть как в Турции», — сказал Путин.
Президент признал, что ожидаемая по итогам 2021 года инфляция в 8% слишком высока и необходимо возвращение к целевому показателю 4% годовых. Однако добиваться этого необходимо аккуратно.
Путин особо отметил, что ЦБ в России проводит независимую политику.
«Вам может показаться это странным... Я не вмешиваюсь в работу Центрального банка. Но оцениваю ее положительно», — сказал глава государства, по словам которого удается находить «золотую середину», так что объемы кредитования в России не падают, а возможности банковской системы растут.
Банк России 17 декабря повысил ключевую ставку до 8,5% годовых. Решение о повышении ставки стало седьмым подряд с марта 2021 года, когда ЦБ принял решение увеличить ее до 4,5%. Ранее ставка в течение восьми месяцев находилась на исторически минимальном уровне 4,25%.
В Турции продолжается цикл смягчения денежно-кредитной политики, даже несмотря на то что большинство ЦБ в мире ужесточают свою политику. С сентября 2021 года Центральный банк Турции снизил ключевую ставку с 19 до 14%. Против роста ставок выступает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, утверждающий, что такой подход разгоняет инфляцию, а не сдерживает ее рост. Президент полагает, что снижение ставки необходимо для стимулирования роста экономики, экспорта и кредитования в Турции. Кроме того, по мнению турецкого лидера, подобная денежно-кредитная политика оправданна ценностями ислама, который запрещает ростовщичество как способ извлечения прибыли.
Однако такая политика привела к резкому снижению курса турецкой лиры. За последний месяц турецкая лира подешевела более чем на 40%, а 20 декабря ее курс упал до абсолютного минимума — за доллар на фоне снижения ставки Центробанком Турции с 15 до 14% давали 18,4108 лиры. По сравнению с прошлым годом снижение лиры достигло 60%. Часть потерь лира отыграла после того, как Эрдоган объявил о чрезвычайных мерах по укреплению турецкой лиры, включая введение новой программы, которая защитит сбережения населения от колебаний курса местной валюты. После этого курс доллара США опустился ниже отметки 12 лир и колеблется на этом уровне.