Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

М.Делягин: Эксперимент с развитием транспортной отрасли России провалился

В России снижается доступность транспортных услуг. Об этом пишет сегодня в "Известиях" директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
М.Делягин: Эксперимент с развитием транспортной отрасли России провалился

В России снижается доступность транспортных услуг. Об этом пишет сегодня в "Известиях" директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

По данным Росстата, которые он приводит, среднее число поездок на трамваях и троллейбусах, совершаемых россиянами, упало в 2009г. по сравнению с 2005г. в 1,9 раза (на трамваях – с 28,9 до 15,6, на троллейбусах – с 32,6 до 17 поездок), на автобусах (в том числе междугородных) - в 1,7 раза - с 79,1 до 47,4 поездок в год. Интенсивность железнодорожных поездок сократилась на этом фоне незначительно – лишь на 15% - с 9,4 до 8 поездок в год, но является совершенно недостаточной для нашей страны с ее огромными просторами.

Несколько выросла лишь частота поездок воздушным транспортом, но этот рост выглядит откровенным издевательством: с 0,25 поездки в 2005г. до 0,33 поездки в 2009г. Это означает, что если в начале "эры Левитина" раз в году летал самолетом один россиянин из четырех, то в прошлом году – уже каждый третий.

Как отмечает М.Делягин, "получается, что в человеческом плане России как таковой не существует: ее жители заперты на своих клочках пространства, отделенных от соседних: в своем регионе, в своем городе, в своем районе города или в своей деревне". При этом незначительная, относительно обеспеченная часть общества летает самолетами чуть больше, чем раньше, а основная часть населения все меньше общается даже с ближайшими соседями и все меньше перемещается по стране, заключил М.Делягин.

До сих пор более четверти сельских населенных пунктов нашей страны лишены, выражаясь казенным языком, "связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования". Хотя в Китае, например, ответом на тот же кризис стала программа строительства дорог с твердым покрытием к каждому без исключения населенному пункту.

Со статистической точки зрения все, вроде бы, неплохо. По данным Росстата, протяженность автодорог с твердым покрытием федерального значения за 2005-2008 годы выросла с 47 до 50 тыс. км (в среднем на 1 тыс. км в год), а за 2009 год не увеличилась. Протяженность магистральных дорог осталась без изменений: 30 тыс. км. Однако, как отмечает М.Делягин, могло бы быть и хуже. Эту вероятность вполне убедительно подтверждает сокращение более чем на 7% протяженности автодорог с твердым покрытием регионального и межмуниципального значения: за 2005-2009 годы она уменьшилась с 484 до 450 тыс. км. Протяженность дорог "необщего пользования" и вовсе сократилась за то же время в полтора раза - с 194 до 129 тыс. км.

При этом качество сохраняющихся дорог медленно, но верно ухудшалось: доля дорог с усовершенствованным покрытием, достигшая в 2005 году 68,7%, снизилась до 68,3% в 2008г. и до 67,8% в 2009г. Грубо говоря, дороги портятся быстрее, чем их вводят в строй. Так бывает, когда главным делом дорожного строительства является освоение (чтобы не сказать "распил") бюджетов, а не обеспечение качества дорожного покрытия.

На этом фоне производит глубокое впечатление пропаганда чиновников о построении во всей России 12 мостов за 7 последних лет. Причем часть этих мостов – недострои еще едва ли не с советского времени. 12 мостов – это, конечно, намного лучше, чем совсем ничего.

Учитывая выделение на дорожное строительство в годы Левитина огромных средств, подобные достижения трудно отличить от обвинений в совершении уголовных преступлений. Ведь, по имеющимся оценкам, потери нашей страны от некачественных дорог и их недостаточной "густоты" превышают 2% ВВП (или 1,8 трлн руб.), а это больше расходов государства на оборону.

Транспортная составляющая в себестоимости российской продукции составляет 15-20% против 7-8% в развитых странах. Средняя скорость перемещения грузов в России втрое ниже европейской, а себестоимость автомобильных перевозок в полтора раза выше. Планируемая стоимость дорожного строительства в нашей стране превышает европейский уровень более чем в 2,5 раза, американский – втрое, китайский – более чем всемеро (последнее объяснимо качественно меньшим масштабом цен в Китае).

Единственной заметной реакцией руководства транспортной отрасли на публикацию указанных данных стал залп написанных под копирку, хотя и снабженных разными фамилиями авторов, статей о том, что никакой "средней цены автодороги" в природе не существует (потому что ведь все дороги разные и прокладываются в разных условиях), а в Европе бывают не только очень дорогие, но еще и очень плохие дороги.

Даже президент Дмитрий Медведев зафиксировал, что "стоимость строительства дорог может быть снижена минимум на 30%". Формула, по словам главы государства, проста: "применение новых прогрессивных технологий и исключение коррупционной составляющей". Резкое сокращение бюджетных расходов на дорожное строительство и отчаянное сопротивление общества попыткам превращения существующих безальтернативных трасс в платные дороги может привести как к краху, так и к оздоровлению отрасли. (В последнее верится с трудом: в одном из интервью министр вполне однозначно дал понять, что, по принятым в его министерстве критериям наличия альтернативы, платной можно сделать и Московскую кольцевую автодорогу.) Однако на транспорт надо смотреть шире: ведь это он существует для нас, а не мы для него.

По мнению М.Делягина, опыт последних более чем шести лет доказывает: ожидать от главы Минтранса Левитина комплексного развития транспорта России не только контрпродуктивно, но и, по-видимому, просто невежливо. Следует признать: эксперимент поставлен, эксперимент провалился, и, помимо ответов на вопросы "кто виноват?" и "сколько мы потеряли?", надо искать ответ и на вопрос "что делать?".

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
WP узнала, что США могут доставить боеприпасы Украине за неделю Политика, 05:59
В городе Запорожье прозвучал взрыв Политика, 05:27
В Москве заработают новые выделенные полосы для общественного транспорта Общество, 05:08
Над Рязанской областью подавили беспилотник Политика, 04:58
Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву Политика, 04:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59