Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Сериал о Версаче: как дизайнеры заняли место поэтов и рок-звезд 18:28, Стиль Минздрав разработал порядок выдачи электронных справок 18:22, Технологии и медиа Без раздражения: как big data помогает рекламе попасть в цель 18:17, РБК и МегаФон Власти Подмосковья допустили усиление запаха со свалки в Балашихе 18:07, Общество Правительство рассмотрит вопрос об отсрочке закона Яровой 18:06, Технологии и медиа Мединский допустил изменения в системе выдачи прокатных удостоверений 18:02, Общество Молодежная сборная России по гандболу потеряла серебро Евро из-за допинга 17:56, Спорт Американский посол искупается в проруби ради духовных традиций 17:56, Общество В Ереване на акцию против роста цен прикатили «Копейку» 17:45, Общество В центре Одессы произошла перестрелка с двумя погибшими 17:45, Общество Часть отправленного в КНР оборудования для С-400 повредили при перевозке 17:43, Общество Имитация участия: зачем Минстрою спрашивать граждан о благоустройстве 17:37, Мнение Первый танкер с газом из России для США развернулся посреди Атлантики 17:34, Бизнес Фильм про медвежонка Паддингтона выпустят в прокат 20 января 17:26, Общество Белоруссия поддержит перенос переговоров из Минска «хоть в Антарктиду» 17:24, Политика Штаб Путина объявил о прекращении сбора подписей 17:08, Политика Фрадков рассказал о начале работы в Промсвязьбанке 16:54, Экономика Охота на покупателя: как не потерять клиента на пути до продажи 16:54, РБК и МегаФон Умерла старейшая олимпийская медалистка 16:51, Спорт Путин обсудил с Совбезом закон о реинтеграции Донбасса 16:42, Политика СМИ узнали о выводе российских войск из Африна перед турецкой операцией 16:35, Политика Мантуров рассказал о планах «Ростеха» инвестировать в производство МС-21 16:31, Бизнес Сулейману Керимову разрешили вернуться в Россию 16:24, Бизнес Власти рассказали о предотвращающем запах спецматериале для «Кучино» 16:24, Общество WhatsApp запустил отдельные аккаунты для малого бизнеса 16:11, Технологии и медиа Технологии коммуникации: как big data помогает удержать клиентов 16:10, РБК и МегаФон Пеле попал в больницу из-за истощения 16:04, Общество Путина проинформировали о нападениях в российских школах 15:58, Общество
М.Делягин: Эксперимент с развитием транспортной отрасли России провалился
Экономика, 23 дек, 2010 13:18
0
М.Делягин: Эксперимент с развитием транспортной отрасли России провалился
В России снижается доступность транспортных услуг. Об этом пишет сегодня в "Известиях" директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

В России снижается доступность транспортных услуг. Об этом пишет сегодня в "Известиях" директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

По данным Росстата, которые он приводит, среднее число поездок на трамваях и троллейбусах, совершаемых россиянами, упало в 2009г. по сравнению с 2005г. в 1,9 раза (на трамваях – с 28,9 до 15,6, на троллейбусах – с 32,6 до 17 поездок), на автобусах (в том числе междугородных) - в 1,7 раза - с 79,1 до 47,4 поездок в год. Интенсивность железнодорожных поездок сократилась на этом фоне незначительно – лишь на 15% - с 9,4 до 8 поездок в год, но является совершенно недостаточной для нашей страны с ее огромными просторами.

Несколько выросла лишь частота поездок воздушным транспортом, но этот рост выглядит откровенным издевательством: с 0,25 поездки в 2005г. до 0,33 поездки в 2009г. Это означает, что если в начале "эры Левитина" раз в году летал самолетом один россиянин из четырех, то в прошлом году – уже каждый третий.

Как отмечает М.Делягин, "получается, что в человеческом плане России как таковой не существует: ее жители заперты на своих клочках пространства, отделенных от соседних: в своем регионе, в своем городе, в своем районе города или в своей деревне". При этом незначительная, относительно обеспеченная часть общества летает самолетами чуть больше, чем раньше, а основная часть населения все меньше общается даже с ближайшими соседями и все меньше перемещается по стране, заключил М.Делягин.

До сих пор более четверти сельских населенных пунктов нашей страны лишены, выражаясь казенным языком, "связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования". Хотя в Китае, например, ответом на тот же кризис стала программа строительства дорог с твердым покрытием к каждому без исключения населенному пункту.

Со статистической точки зрения все, вроде бы, неплохо. По данным Росстата, протяженность автодорог с твердым покрытием федерального значения за 2005-2008 годы выросла с 47 до 50 тыс. км (в среднем на 1 тыс. км в год), а за 2009 год не увеличилась. Протяженность магистральных дорог осталась без изменений: 30 тыс. км. Однако, как отмечает М.Делягин, могло бы быть и хуже. Эту вероятность вполне убедительно подтверждает сокращение более чем на 7% протяженности автодорог с твердым покрытием регионального и межмуниципального значения: за 2005-2009 годы она уменьшилась с 484 до 450 тыс. км. Протяженность дорог "необщего пользования" и вовсе сократилась за то же время в полтора раза - с 194 до 129 тыс. км.

При этом качество сохраняющихся дорог медленно, но верно ухудшалось: доля дорог с усовершенствованным покрытием, достигшая в 2005 году 68,7%, снизилась до 68,3% в 2008г. и до 67,8% в 2009г. Грубо говоря, дороги портятся быстрее, чем их вводят в строй. Так бывает, когда главным делом дорожного строительства является освоение (чтобы не сказать "распил") бюджетов, а не обеспечение качества дорожного покрытия.

На этом фоне производит глубокое впечатление пропаганда чиновников о построении во всей России 12 мостов за 7 последних лет. Причем часть этих мостов – недострои еще едва ли не с советского времени. 12 мостов – это, конечно, намного лучше, чем совсем ничего.

Учитывая выделение на дорожное строительство в годы Левитина огромных средств, подобные достижения трудно отличить от обвинений в совершении уголовных преступлений. Ведь, по имеющимся оценкам, потери нашей страны от некачественных дорог и их недостаточной "густоты" превышают 2% ВВП (или 1,8 трлн руб.), а это больше расходов государства на оборону.

Транспортная составляющая в себестоимости российской продукции составляет 15-20% против 7-8% в развитых странах. Средняя скорость перемещения грузов в России втрое ниже европейской, а себестоимость автомобильных перевозок в полтора раза выше. Планируемая стоимость дорожного строительства в нашей стране превышает европейский уровень более чем в 2,5 раза, американский – втрое, китайский – более чем всемеро (последнее объяснимо качественно меньшим масштабом цен в Китае).

Единственной заметной реакцией руководства транспортной отрасли на публикацию указанных данных стал залп написанных под копирку, хотя и снабженных разными фамилиями авторов, статей о том, что никакой "средней цены автодороги" в природе не существует (потому что ведь все дороги разные и прокладываются в разных условиях), а в Европе бывают не только очень дорогие, но еще и очень плохие дороги.

Даже президент Дмитрий Медведев зафиксировал, что "стоимость строительства дорог может быть снижена минимум на 30%". Формула, по словам главы государства, проста: "применение новых прогрессивных технологий и исключение коррупционной составляющей". Резкое сокращение бюджетных расходов на дорожное строительство и отчаянное сопротивление общества попыткам превращения существующих безальтернативных трасс в платные дороги может привести как к краху, так и к оздоровлению отрасли. (В последнее верится с трудом: в одном из интервью министр вполне однозначно дал понять, что, по принятым в его министерстве критериям наличия альтернативы, платной можно сделать и Московскую кольцевую автодорогу.) Однако на транспорт надо смотреть шире: ведь это он существует для нас, а не мы для него.

По мнению М.Делягина, опыт последних более чем шести лет доказывает: ожидать от главы Минтранса Левитина комплексного развития транспорта России не только контрпродуктивно, но и, по-видимому, просто невежливо. Следует признать: эксперимент поставлен, эксперимент провалился, и, помимо ответов на вопросы "кто виноват?" и "сколько мы потеряли?", надо искать ответ и на вопрос "что делать?".

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.