Перейти к основному контенту
Национальные проекты⁠,
0

В пир и в мир: искусственный интеллект в логистике и ретейле

Цифровая экономика
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

Около 53% крупных организаций в России используют искусственный интеллект в своей деятельности, а вклад этой сферы в ВВП к 2025 году может составить до 2%, об этом в начале 2023 года заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. В январе этого года было подписано соглашение о сотрудничестве между бизнесом и государством по «дорожным картам» высокотехнологичных направлений, в том числе направления ИИ.

Национальная стратегия искусственного интеллекта до 2030 года была утверждена в 2019 году, с 2021 года по решению президента России и под руководством Минэкономразвития активно реализуется федеральный проект «Искусственный интеллект» национального проекта «Цифровая экономика». Он предусматривает различные меры поддержки, например, формирование кадрового потенциала отрасли, разработку отечественных решений, поддержку исследований и так далее.

В этом году предполагается создание индекса «интеллектуальной зрелости» отраслей экономики и регионов, на основе которого предлагается оценить результат работы разных уровней исполнительной власти в части внедрения ИИ, а также уровень применения ИИ в российской экономике.

Рассказываем, как искусственный интеллект применяется на транспорте и в розничной торговле.

Решения ИИ в логистике

Проблема 1. Холостой пробег от местоположения транспорта до места погрузки товара, груза или пассажира.

Решение. Прогнозирование спроса на базе исторических данных позволяет спланировать объем и тип нужного транспорта, его расположение, расписание, стоимость проезда и другие параметры. Совокупно это позволяет снизить до 20% пробег без груза/пассажира, время доставки и повысить потенциальную пропускную способность. Система идентификации и учета вагонов «Ардис» позволяет управлять отгрузкой продукции, анализировать местонахождение вагонов. Решение построено на платформе системы распознавания номеров вагонов и решает задачи служб логистики и безопасности. Об этом говорится в отчете Альянса в сфере искусственного интеллекта «Приоритетные решения с использованием искусственного интеллекта в ключевых отраслях экономики».

Автоматическая система подсчета объема пассажиропотока на основе ИИ позволяет увеличить точность до 99% и сократить срок окупаемости транспортного средства. Такое решение совместно разработали компании «Ларга» и ComBox Technology: на транспортном средстве устанавливаются видеокамеры и устройства для обработки, передачи и хранения данных, посредством которых система непрерывно подсчитывает количество пассажиров в моменты остановок и открытия дверей.

Проблема 2. Внеплановые поломки транспорта приводят к нарушению сроков поставок.

Решение. Планирование техобслуживания и ремонта на основе прогнозирования неисправностей. Нейросеть способна определить оптимальное время техобслуживания по данным с датчиков, что позволит снизить время простоя до 15%.

Проблема 3. Сложности с доставкой грузов в труднодоступные поселки.

Решение. Беспилотные средства вертолетного типа доставляют грузы и почту до 50 кг 365 дней в году.

Проблема 4. Свыше 80% инцидентов на море происходят из-за человеческого фактора. Убытки оцениваются в $1 млрд ежегодно.

Решение. Применение технологии автономного вождения судов и снижение аварийности до 90%.

Проблема 5. Низкое качество транспортных услуг из-за усталости водителей.

Решение. В январе 2020 года «Мосгортранс» внедрил ИИ-комплекс «Антисон», разработанный ГК «КСОР». Система использует компьютерное зрение для анализа видеопотока. Обнаружив признаки потери концентрации водителя, система подает звуковой сигнал и сообщает о зафиксированном случае в центр мониторинга. Эффект от внедрения — повышение уровня безопасности и дисциплины водителей общественного транспорта, а также снижение общего показателя аварийности.

Решения ИИ в ретейле

Развитие сферы ретейла происходит под влиянием многих внешних факторов. Есть общие процессы, характерные как для России, так и для всего мира, например, массовое перетекание покупателей в онлайн-формат; покупка товаров с доставкой на дом. В части же предпочтений по продуктам питания происходит смещение в сторону здоровой еды.

«Сфера ретейла неоднородна, поэтому стоит разделять офлайн- и онлайн-сегменты, — говорит директор по направлению «Цифровая трансформация отраслей» АНО «Цифровая экономика» Алексей Сидорюк. — С офлайн-ретейлом все сложнее: компании относительно недавно начали накапливать большие массивы данных, размечать их и использовать алгоритмы машинного обучения».

Проблема 1. Снижение качества услуг из-за человеческого фактора.

Решение. Модернизация логистических процессов с помощью роботизированных технологий совместно с нейросетями.

Компании из сферы розничной торговли внедряют роботов, которые проверяют пустоты на полках, соответствие выкладки плану-схеме, актуальность ценников и так далее. Также на рынке представлены роботы, которые анализируют происшествия в торговом зале (упавшая коробка, разлитая жидкость), следят за открытыми окнами/дверьми, наличием огнетушителей на нужных местах. А при использовании роботов на складе для распределения продукции можно быть уверенным, что ИИ правильно классифицирует товары и направит их в нужные места.

В сентябре 2022 года Сбербанк продемонстрировал роботизированную систему SberShuttle, которая предназначена для автоматизации складской логистики в индустрии электронной коммерции. Система представляет собой стеллажное хранилище. Между стеллажами по рельсам перемещаются роботы-шаттлы, перевозящие контейнеры с товарами от мест хранения на станцию комплектации. Контроль за всем процессом осуществляет оператор с помощью системы на базе ИИ. Решение полностью автоматизирует работу склада, исключая ошибки, вызванные человеческим фактором, и снижая операционные расходы.

Проблема 2. Продолжительное время доставки товаров.

Решение. Согласно исследованию McKinsey, 46% потенциальных покупателей расформировывают корзину, если обнаруживают, что срок доставки не соответствует их ожиданиям. Поэтому компаниям сферы ретейла нужно составлять самые оптимальные маршруты для сокращения сроков доставки, а также учитывать разные временные интервалы доставки, совместимость грузов, постоянно меняющуюся ситуацию на дорогах. Все это возможно реализовать с помощью технологий ИИ.

Сервис доставки Delivery Club разработал систему «Алан», которая формирует расписание для курьеров с использованием технологий ИИ. Собственная разработка компании прогнозирует и определяет спрос по конкретным зонам на основе исторических и внешних данных (погода, праздники), предпочтений курьера (маршрут), что оптимизирует время курьеров и позволяет избежать простоя.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Криптовалюта"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 04:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 04:51
Число ограничивших полеты российских аэропортов выросло до десяти Политика, 06:34
Зеленский поручил запросить у США данные о переговорах Путина и Уиткоффа Политика, 06:24
Слюсарь сообщил об уничтожении дронов в двух районах Ростовской области Политика, 06:18
Трамп заявил о «напряженной работе» над завершением конфликта на Украине Политика, 05:54
Экс-премьер Британии Трасс объявила о своем шоу и пообещала разоблачения Политика, 05:40
Седьмой за ночь аэропорт приостановил полеты Политика, 05:06
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 05:02
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Axios узнал, когда Трамп может объявить о новом правительстве в Газе Политика, 05:01
ZN рассказало о сохраненных Ермаком должностях после отставки Политика, 04:47
WSJ узнала о предостережении ЕС Киеву относительно сделки с Россией Политика, 04:30
Пассажиры аварийно севшего в Москве лайнера Red Wings вылетели на Пхукет Общество, 04:15
Парламент Бельгии встретил овациями слова премьера про российские активы Политика, 04:06
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
Politico сообщило о «смертельном ударе» Бельгии по Киеву из-за активов Политика, 03:37