Лента новостей
Сеул напомнил о подготовке визита Путина после его встречи с Ким Чен Ыном Политика, 22:59 МЧС отправило спасателей в ЛНР из-за аварии на местной шахте Общество, 22:42 Хорошо ли вы спите. Тест РБК и Philips, 22:40 Глава МИД Венгрии назвал неприемлемым закон о языке на Украине Политика, 22:31 «Арсенал» разгромил «Спартак» в чемпионате России Спорт, 22:29 Штаб Зеленского заявил о рисках найти «свинью под елкой» после Порошенко Политика, 22:24 В Горбачев-фонде опровергли информацию о госпитализации Горбачева Общество, 22:21 NASA сообщило о сбое системы очистки воздуха на МКС Технологии и медиа, 22:15 Макрон предложил исключить несколько стран из Шенгенской зоны Политика, 21:58 Бизнесвумен из детдома: «Страх не должен останавливать на пути к мечте» РБК и Сбербанк Первый, 21:39 UC Rusal провела первое размещение бондов после снятия санкций США Бизнес, 21:38 Спецпредставитель Путина заявил о продолжении ударов по боевикам в Идлибе Политика, 21:31 Главный приз ММКФ получил казахстанский фильм Общество, 21:26 Кадыров после ввода санкций посоветовал США «жить в мире и согласии» Политика, 21:22
Падение экономики ,  
0 
Власти решили удвоить малый бизнес в России к 2030 году
Власти задумали к 2030 году вдвое увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике. Для этого нужно отдать госуслуги на аутсорсинг, ограничить льготы для МУПов и поддержать фрилансеров, говорят предприниматели
Фото: ТАСС

К 1 сентября Минэкономразвития напишет стратегию развития малого и среднего бизнеса до 2030 года. Подготовить документ министерству поручено по итогам Госсовета по развитию малого и среднего бизнеса, который прошел в апреле. Как следует из первого варианта его плана, число занятых в компаниях малого и среднего бизнеса должно вырасти до 40 млн человек (сейчас 17,8 млн).

По словам представителя министерства, в стратегию будет включен весь возможный спектр инициатив в сфере малого и среднего бизнеса, прорабатываемый министерством и другими ведомствами, — меры по снижению фискальной нагрузки, оптимизации госрегулирования, расширению доступа к закупкам крупных госкомпаний, повышению доступности кредитования. Отдельно будут прописаны планы работы создаваемой Федеральной корпорации по развитию МСП.

Хотя доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20–21%, на малые и средние компании приходится только 5–6% от общего объема основных средств и около 6% от общего объема инвестиций в основной капитал, говорится в докладе к Госсовету. В 2013–2014 годах государство выделило на поддержку малого бизнеса более 135 млрд руб., но ощутимой пользы это не принесло. Работа институтов развития плохо координируется и в целом «недостаточно эффективна», а «в последние годы показатели деятельности малого и среднего бизнеса показывают отрицательную динамику».

Чтобы госполитика была более эффективной, нужно выделить целевые группы: микро-, малые и средние предприятия играют разные роли в экономике и требуют разного подхода, говорится в плане стратегии. «Роль малых предприятий заключается в создании комфортной среды для граждан, обеспечении занятости. Средние предприятия обеспечивают экономическое развитие. Но в России малый бизнес — это [прежде всего] микробизнес. Существует тенденция к уходу в тень и снижению размера компаний», — признают авторы стратегии.

Тезисы бизнеса

В структуре российского малого бизнеса существенный перекос в сторону торговли, говорит исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. «Доля МСП в торговле у нас в два раза больше, чем в Германии и США. А в сфере услуг ситуация обратная — более чем восьмикратное отставание от США. Отраслевую структуру необходимо менять, чтобы полностью раскрыть потенциал этих сфер», — указывает он.

Это предложение будет рассматриваться при разработке стратегии, говорит представитель Минэкономразвития, отмечая, впрочем, что административными методами изменить структуру вряд ли возможно. По его словам, нужно создать стимулы для занятия предпринимателями соответствующих рыночных ниш, либо высвободить такие ниши (сейчас они могут быть заняты государственными структурами).

Добиться роста доли малого бизнеса можно в том числе за счет привлечения самозанятого населения, считают в «Опоре». В США фрилансеры составляют 7,5% всего рынка труда, но в России даже нет такого учета, не работают программы по привлечению специальных групп населения, отмечает Шубин. К примеру, в Финляндии работают специальные программы кредитования для женщин-предпринимателей, в США — для отставных военных со льготами по участию в государственных заказах, а в Канаде есть программы поддержки молодых предпринимателей (18–34 года), перечисляет он.

«Опора» также предлагает отдать госуслуги на аутсорсинг. По данным Росстата, в России действует 23,7 тыс. муниципальных унитарных предприятий, из которых 20% занято в коммунальной сфере (производство, передача и распределение газа, пара и горячей воды), 18% занимается операциями с недвижимым имуществом, в основном посредническими, 13% — в оптовой и розничной торговле. «Их деятельность искажает состояние конкурентной среды за счет доступа к системе льгот и преференций», — говорится в предложениях «Опоры России» к стратегии (есть у РБК). Чтобы этого избежать, нужно ограничить право муниципалитетов на создание и сохранение предприятий в таких конкурентных сферах экономической деятельности, как транспорт, бытовое обслуживание, общественное питание и вывоз мусора.

Ограничить права ГУПов и МУПов предлагает и «Деловая Россия». На конкурсах по государственным и муниципальным закупкам организация просит отдавать приоритет малым и средним компаниям, а не МУПам и ГУПам. Чтобы облегчить участие малого бизнеса в крупных контрактах, государственных программах и тендерах госкорпораций и естественных монополий, предприниматели предлагают дробить крупные тендеры и конкурсы на мелкие лоты.

Другие предложения «Деловой России», с которыми ознакомился РБК, касаются налоговых послаблений. Речь идет об увеличении пороговых значений для применения упрощенной системы налогообложения (УСН). По ежегодному доходу от реализации — до 120 млн руб. (для отдельных видов деятельности — до 400 млн руб.), по стоимости основных средств — до 500 млн руб.​, по применению патентной системы — от 60 до 120 млн руб.

В стратегию будут включены мероприятия по содействию легализации предпринимателей, занятых в неформальном секторе, обещает чиновник Минэкономразвития. Он признает, что сейчас отсутствует программа действий в этом направлении, прорабатываются только отдельные решения. Также он считает актуальным вопрос льгот для унитарных предприятий.