Перейти к основному контенту
Экономика⁠,
0

Россияне поколения Х больше других потеряли «ощущение благосостояния»

Основной повод для беспокойства — уровень доходов
Итоги опроса: хуже всего 2022 год повлиял на благосостояние россиян поколения Х
Сильнее всего cнижение благосостояния в прошлом году почувствовали россияне в возрасте 38–58 лет и с низким уровнем дохода, показал опрос компаний «Яков и партнеры» и «Ромир». Самыми устойчивыми к изменениям оказались зумеры
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

За прошедший год «ощущение благосостояния» российских потребителей ослабло, говорится в исследовании консалтинговой компании «Яков и партнеры» (бывшая McKinsey), которая провела совместно с исследовательским холдингом «Ромир» социологический опрос о настроениях и изменении привычек россиян в контексте турбулентности 2022-го (есть у РБК).

При оценке благосостояния учитывалось нескольких факторов, которые включают долгосрочную стабильность, сбережения, эмоциональное и физическое состояние, досуг, заботу о себе, возможности профессионального роста и т.д., следует из отчета по итогам исследования «Срез потребительских настроений в РФ № 1: новая реальность-2022».

Больше всего респондентов — 53% — выделили ослабление ощущения благосостояния в части долгосрочной стабильности. Ухудшение ситуации со сбережениями и накоплениями, а также с физическим и эмоциональным здоровьем отметили по 46% участников опроса. Снижение качества досуга и отдыха выбрали 42% респондентов. Большинство опрошенных — 78% — также полагают, что на возврат к прежней жизни может потребоваться от года до нескольких лет, отмечают авторы исследования.

22% участников опроса уверены, что возврат к прежней жизни возможен в течение года; год-два и три-пять лет назвали по 19% респондентов; варианты «более пяти лет» и «в обозримом будущем не возможен» выбрали по 20% отвечавших. Молодежь и покупатели с высоким доходом (от 80 тыс. руб. в месяц на члена семьи) ожидают некоторого улучшения семейного благосостояния в ближайшие полгода.

В опросе, который проводился в декабре, приняли участие более 1,5 тыс. респондентов по всей России. Они относятся к разным социально-демографическим группам. Среди участников были представители четырех поколений — Z (зумеры, 18–19 лет), Y (20–37 лет), X (38–58 лет) и беби-бумеры (59–64 года). Они также различались по уровню дохода и региону проживания.

Чаще всех негативную оценку высказывали представители поколения Х (38–58 лет) и лица с низким уровнем дохода (до 20 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи). Напротив, молодое поколение проявило наибольшую устойчивость к изменениям. Например, об ослаблении ощущения долгосрочной стабильности говорили 59% респондентов из поколения Х и лишь 33% зумеров. Для категории «эмоциональное и физическое состояние» это соотношение составляет 54 и 21%, а для «отношений с близкими и друзьями» — 10 и 5% соответственно.

Кроме того, 59% респондентов заявили, что в ближайшие шесть месяцев уровень дохода станет для них главным фактором беспокойства. Основные причины — рост цен либо инфляция, общая экономическая ситуация в стране и падение дохода семьи. У 39% участников опроса беспокойство в ближайшие полгода будет вызывать их психоэмоциональное состояние, у 38% — здоровье и забота о нем.

Стратегии преодоления трудностей

«Несмотря на прогнозируемые трудности, в качестве основной стратегии их преодоления российские потребители обозначили не только сокращение расходов на крупные покупки, но и намерения помогать своим близким», — отмечает младший партнер компании «Яков и партнеры» и один из соавторов отчета Денис Довганич. Он также обращает внимание на тот факт, что абсолютное большинство респондентов не рассматривают переезд в другую страну (60%) и другой регион России (58%) «как ответную меру преодоления трудностей».

Три основные стратегии преодоления трудностей сфокусированы на оптимизации трат. 60% участников опроса откажутся от дорогостоящих покупок и услуг, 42% — от отпуска и поездок, еще 40% сократят расходы на одежду и развлечения. 10% респондентов из поколения X говорили о намерении найти подработку, чтобы увеличить доходы.

«Мы видим, что покупатель сегодня оказался в нестабильной экономической среде, что привело к активации стратегий экономии, о важности экономно подходить к покупкам говорят все поколения — 41%. Однако покупатель сегодня не готов жертвовать качеством продуктовых товаров: здоровье на первом месте», — подчеркивает исполнительный директор холдинга «Ромир» и еще один соавтор отчета Инна Караева.

За последний год респонденты снизили расходы на предметы роскоши (9%), путешествия за границу (9%) и по стране (4%), развлечения (8%), питание вне дома (6%), электронику (3%) и технику (2%). При этом они увеличили расходы на ЖКХ (55%), лекарственные препараты (38%), питание дома (35%), связь и интернет (28%), бытовую химию (28%) и медицинские услуги (22%)

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 15:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 15:21
Увольнение как развод: какие вопросы задать сотруднику на exit-интервью Образование, 15:41
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
В Кремле назвали последствия отказа Киева выполнить требования Москвы Политика, 15:38
Telegraph узнала о просьбе Мадуро сохранить $200 млн в обмен на отставку Политика, 15:32
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27
Netflix объявила о покупке студии Warner Bros. Бизнес, 15:25
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Чем известна певица Лариса Долина и что случилось с ее квартирой 15:12
Интернет-банк ПСБ для бизнеса признан лучшим на рынке по версии Markswebb Пресс-релиз, 15:11
Белый «Облачный танцор» стал цветом года. Что это значит и как носить Life, 15:09
Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества Тимура Иванова Политика, 15:07
Запасы биткоинов SpaceX за два месяца сократились на $500 млн Крипто, 15:05
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Губернатор Красноярского края проверил работу предприятий АПК Пресс-релиз, 14:59