Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Финская Gasum оспорит в суде требование России платить за газ в рублях Бизнес, 15:06
Как дефицит украинского неона скажется на производстве чипов — MIT Sloan Pro, 15:06
У главы Федерации фигурного катания не будет конкурентов на новых выборах Спорт, 15:01
Третья столица: каким станет город-спутник Владивостока Недвижимость, 14:59
Турецкая лира упала до минимумов декабря 2021 года после 9 дней снижения Инвестиции, 14:58
Сборы по инвестиционному страхованию жизни упали на треть Финансы, 14:56
Минобороны показало кадры сдачи в плен украинских военных с «Азовстали» Политика, 14:56
Военная операция на Украине. Главное Политика, 14:51
«Дом культуры» поколения «альфа»: настоящая жизнь в ненастоящем мире Совместный проект, 14:49
Исключенный из «Формулы-1» Мазепин выступит в ралли «Шелковый путь» Спорт, 14:48
В госзаказе не любят новичков и рыночные цены. Как все-таки заработать Pro, 14:47
Израиль отменит ПЦР-тестирование при въезде в страну Общество, 14:42
Тарпищев назвал Медведева «темной лошадкой» на «Ролан Гаррос» Спорт, 14:36
В Кремле назвали условие возобновления экспорта удобрений Политика, 14:36
Экономика ,  
0 

Доля нуждающихся в господдержке компаний выросла до 80%

Опрос ЦСР: 80% компаний нуждаются в господдержке из-за антиковидных ограничений
К концу года уже 80% российских компаний заявили, что нуждаются в господдержке на фоне пандемии, показал опрос ЦСР. Хотя федеральные власти отложили один из законопроектов о QR-кодах, ограничения в регионах бьют по выручке бизнеса
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

В декабре 2021 года 80% российских компаний заявили, что им нужна поддержка со стороны государства — это на 30 процентных пунктов больше, чем полгода назад, следует из очередного опроса ЦСР «Бизнес-климат в России» (есть у РБК). Далеко не все компании смогли восстановиться в 2021 году, как ожидали, объясняют в ЦСР. Ранее о недостаточности текущих мер поддержки бизнеса заявлял федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он указывал, что региональные ограничения в форме обязательных QR-кодов в определенных сферах кратно сокращают выручку предприятий в общепите, индустрии досуга и спорта.

Чаще всего о необходимости господдержки говорят компании из отраслей легкой и пищевой промышленности, торговли и сферы услуг, тяжелой промышленности, отмечает ЦСР. Самыми привлекательными мерами поддержки остаются снижение налоговой нагрузки и отсрочки по налогам и страховым взносам (для 40% компаний), субсидирование тарифов и обязательных платежей, например в сфере ЖКХ (для 37% респондентов), отсрочка по оплате аренды (27% респондентов). В ходе опроса можно было давать несколько вариантов ответа.

В выборке ЦСР — 10 тыс. компаний различных секторов экономики из разных регионов (репрезентативность выборки обеспечена, говорят исследователи), две трети из них — предприятия малого и среднего бизнеса.

Хотя федеральные власти отложили и отправили на доработку один из двух резонансных законопроектов об обязательных QR-кодах — о сертификатах в поездах и на самолетах, отдельные регионы ужесточают антиковидные ограничения и, в частности, вводят требование иметь QR-код для посетителей ресторанов и кафе (Челябинская область), бассейнов и саун (Камчатка), для студентов вузов (Амурская область) и т.д. Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. «Введение режима допуска по QR-кодам приводит к снижению выручки до 80% (то есть снижение в пять раз. — РБК) в сфере общественного питания (при этом действуют и другие ограничения), в сфере фитнес-индустрии только упоминание об ограничениях (в том числе в форме QR-кодов) обрушивает продажи абонементов более чем на 80%», — писал Титов в письме премьер-министру Михаилу Мишустину 17 ноября.

В ноябре индекс деловой активности малого бизнеса (индекс RSBI), рассчитываемый Промсвязьбанком, «Опорой России» и Magram Market Research, снизился с 53,2 до 50,3 пункта, вплотную приблизившись к водоразделу в 50 пунктов (значения ниже означают снижение деловой активности).

Осенью на фоне ухудшения ситуации с коронавирусом правительство приняло новые меры по поддержке малого и среднего бизнеса — в частности, расширило и продлило до конца 2021 года программу льготных кредитов под 3% годовых для предприятий из отраслей, наиболее пострадавших от пандемии, для выплаты минимальной зарплаты работникам (программа «ФОТ 3.0»). По данным Минэкономразвития, общая сумма антикризисной поддержки малого и среднего бизнеса в 2021 году оценивается более чем в 1 трлн руб., включая 478 млрд руб. сэкономленных страховых взносов за счет того, что в 2020 году власти на постоянной основе снизили страховые взносы с 30 до 15%, 440 млрд руб. — списанные льготные кредиты бизнесу по программе ФОТ 2.0 и т.д. (данные привел представитель министерства).

2022 год отличается значительным уровнем неопределенности: каждая пятая компания затруднилась в оценке собственной выручки, каждая четвертая — в оценке операционной прибыли, следует из опроса ЦСР. Почти 40% компаний назвали главным барьером для бизнеса невозможность осуществлять деятельность в полном объеме из-за антиковидных ограничений (на втором месте — повышение закупочных цен, которое отметили 29% опрошенных). При этом бизнес организационно адаптировался к новой реальности: так, у 44% компаний внедрен удаленный режим работы. Кроме того, по данным опроса ЦСР, 72% компаний практикуют обязательную вакцинацию сотрудников.

Pro
Два кейса, как удерживать работников с помощью stay-интервью
Pro
Фото: Александр Артеменков / ТАСС Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку
Pro
Фото: Gleren Meneghin / Unsplash Свой — чужой: кого из кандидатов и когда брать на работу
Pro
Сотрудник переехал за границу: 4 варианта, как оформить работу
Pro x The Economist
Фото: Jeenah Moon / Getty Images Какие секреты Google и Apple прячут в отчетности
Pro
Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии
Pro
Фото: Sean Gallup / Getty Images Принципы цифрового маркетинга Филипа Котлера: как работать с клиентом
Pro
Анти-Джобс: как ученый-изгой из США сделал Японию промышленным лидером

Отдельный блок вопросов в исследовании был посвящен проблеме конкуренции на российском рынке. В российской экономике усиливается тенденция олигополии, снижается конкуренция, считают в ЦСР. Со стороны продавцов 48% респондентов отметили, что в их секторе есть несколько компаний — лидеров с общей долей более половины рынка, 20% сказали, что на их рынке и вовсе есть одна компания — лидер с долей более половины (в начале 2021 года эти показатели составляли, соответственно, 35 и 5%). Со стороны покупателей почти 50% опрошенных признались, что на рынке есть несколько ключевых покупателей или один такой покупатель, на которых (которого) приходится более половины всех продаж (в начале 2021 года об этом говорили лишь 33% компаний).

Материалы к статье
Авторы
Теги