Российские компании опасаются рейтинговых агентств
Такая реакция на оценки рейтинговых агентств вполне объяснима. Сотни миллиардов долларов уплывают из рук, если инвестиционная привлекательность компании понижается на несколько пунктов.
В свою очередь эксперты говорят, что рейтинговое агентство отвечает за адекватность своих оценок репутацией на рынке. Если агентство будет воспринимать информацию, которой располагает, как-то иначе, то оно быстро потеряет бизнес. Причем агентство – это не аудитор, который обязан проверять отчетность компании. Рейтинги отражают мнение группы аналитиков, которые (как и все люди) склонны ошибаться.
Тем не менее сейчас трудно представить, чтобы инвесткомпании, банки, страховые компании отказались от присвоения им рейтинга. Такие оценки нужны и эмитентам, и инвесторам. "Если в мире не останется рейтинговых агентств, то это будет большой удар по финансовым рынкам. Кто тогда будет оценивать риски, сопутствующие выпуску облигаций и др. инструментам (на долговом рынке). Ни инвесторы, ни контрагенты не будут получать объективной информации, - сказал в эфире РБК-ТВ в программе "Капитал" директор департамента агентства "Эксперт РА" Павел Самиев.
"Мне кажется, что для инвесторов чем больше рейтингов, тем лучше. Рейтинг – это своего рода мнение о риске. И чем больше мнений услышит инвестор, тем объективнее будет его решение", - поддерживает начальник отдела МДМ-Банка Михаил Галкин.
Отметим, что абонемент на годовое рейтинговое обслуживание зависит от репутации самого агентства. Услуги национальных рейтинговых компаний могут стоить 10 тыс. долл., а международных - 100 тыс. долл. Такая разница объясняется тем, что рейтинговая индустрия появилась в России относительно недавно - 10-15 лет назад, тогда как американская работает 100 лет.
В рейтинговых агентствах не скрывают, что им часто задают вопрос, сколько стоит та или иная строчка в рейтинге. Эксперт П. Самиев отвечает, что все зависит от масштабов деятельности агентства. Проще говоря, взятка должна быть равна объему бизнеса. Но если рейтинговое агентство работает на рынке давно, имеет большое количество клиентов, то оно не пойдет на такой шаг.
При этом рейтинговые агентства в России действуют вне правового поля. В нашем законодательстве отсутствуют основные понятия, касающиеся их деятельности. Депутаты и представители рейтинговых агентств предлагают узаконить их деятельность. "Надо определить ограничения, чтобы не каждая фирма могла называть себя рейтинговым агентством. В то же время необходимо вести реестр тех компаний, которые отвечают требованиям рейтингового агентства", - отметил в эфире РБК-ТВ заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
В свою очередь глава московского представительства Standard&Poor's по России и СНГ Алексей Новиков уточнил, что рейтинговые агентства не нуждаются в регулировании (поскольку общественное мнение не может регулироваться). "Когда мы говорим о взаимодействии рейтинговых агентств с регулирующими органами, мы имеем в виду не надзор за методологией агентств, а обмен информацией, которая позволяет регулирующим органам привязывать свое решение к определенным продуктам рейтинговых агентств", - подытожил он.