Алмазный самурай: как президент петербургского банка стал главой АЛРОСА
«Я часы не ношу, цепочек не ношу. Я воспитан в духе самураев. Это уровень внутренней философии: можно жить идеями, а можно – материями. Я предпочитаю стремиться к тому, чтобы жить идеями и преодолением», – говорил Андреев в интервью «Ведомостям» весной 2011 года.
Андреев стал заметен на финансовом рынке Санкт-Петербурга в начале 1990-х годов, когда возглавил петербургский филиал Тверьуниверсалбанка, рассказывает один из петербургских банкиров. Банк по тем временам был мощный, петербургский филиал играл не последнюю роль на финансовом поле Северной столицы, рассказывает банкир. Тогда же Андреев стал вхож в администрацию города, где профильный комитет финансов возглавлял Алексей Кудрин.
О своем близком знакомстве с Кудриным Федор Андреев сам рассказывал в интервью «Ведомостям» после назначения его президентом АЛРОСА: «Меня пригласил председатель наблюдательного совета АЛРОСА Алексей Кудрин».
С Петербургом Андреева связывает и еще одно его давнее знакомство. В 1999–2001 годах он работал председателем правления Балтонэксимбанка, куда пришел двумя годами ранее в качестве заместителя председателя правления. Банком частично владел ОНЭКСИМ Владимира Потанина и Михаила Прохорова, а частично – люди из окружения тогдашнего губернатора Петербурга Владимира Яковлева. Это были золотые годы банка, назначенного держателем городских счетов, вспоминает еще один петербургский банкир. Офис банка находился прямо напротив Смольного, в помещении, которое сдавало ему в аренду АОЗТ «Международный центр делового сотрудничества», директором которого по 1997 год был Владимир Якунин, будущий президент РЖД.
Именно через Якунина Андреев попал в «Российские железные дороги», рассказали знакомый Андреева и бывший сотрудник железнодорожной монополии. «Это был сложный период, когда Министерство путей сообщения превращалось в акционерное общество. Задача была перестроить финансы монополии с чиновничьих стандартов на акционерные. То есть, по сути, создать систему заново», – рассказывает знакомый Андреева. Это, пожалуй, было одно из самых больших достижений Андреева, говорит бывший сотрудник РЖД. При нем, в частности, у «Российских железных дорог» появилась крайне редкая для России тех лет отчетность по МСФО.
С поста старшего вице-президента РЖД Андреев попал в АЛРОСА, в которой уже работал до РЖД вице-президентом.
«Когда я уходил с поста предправления Балтонэксимбанка в АЛРОСА, у меня тоже было все хорошо. Я десять лет был банкиром. Просто потом надоело. Мне показалось, что все превратилось в рутину – с комитета на комитет. Грустная, скучная, тошная жизнь», – объяснял Андреев в интервью «Ведомостям» причины, по которым он решался менять должности и даже сферы деятельности. У АЛРОСА были большие долги, необходим был антикризисный менеджер, говорил Андреев.
Ситуация в 2009 году была правда сложной, говорит источник, близкий к руководству компании. Андреев столкнулся с огромными долгами, невыплаченными зарплатами и резким падением спроса на алмазы. «На третий день работы [в АЛРОСА] мне позвонил прокурор и сказал: дайте мне ваш домашний адрес, мы пришлем вам представление в связи с задержкой выплаты зарплаты в компании», – рассказывал Андреев «Ведомостям».
Он смог радикально улучшить ситуацию уже буквально через несколько месяцев, оптимизировав расходы и договорившись с кредиторами, рассказывает собеседник РБК. Партнеры ценят Андреева за дотошность и порядочность: он не упускает ни одной мелкой детали и всегда железно держит слово, никогда никого не обманывая, говорит его знакомый.
За пять лет АЛРОСА стала одним из двух общепризнанных лидеров мирового алмазного рынка, компания перестала быть простым прайстейкером, была выстроена новая модель отношений с клиентами, бизнес стал значительно более прозрачным, были запущены новые проекты: месторождение Ломоносова и ГОК в Архангельске, рудник Удачный в этом году, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Вадим Астапович.
Анатолий Темкин