Лента новостей
Главе МИД Австрии предложили уйти из-за приглашения Путина 13:47, Политика Bitcoin и Litecoin неожиданно подешевели: как работают сигналы экспертов 13:47, Крипто Умер писатель Владимир Шаров 13:39, Общество Visa объяснила новые требования для всех банкоматов в России 13:33, Финансы Панин прокомментировал ситуацию со снятием с рейса в Симферополе 13:29, Общество Швеция предъявила обвинение посадившему судно на мель капитану из России 13:27, Общество Акции «Газпром нефти» обновили исторический максимум 13:17, Quote Песков назвал нормальной практикой дискуссию по «плану Белоусова» 13:17, Политика Кремль оценил влияние новых санкций США на рубль 13:16, Политика Как создать социальный бизнес с постоянным платежеспособным спросом 13:12, РБК и Сбербанк В Таиланде студентам запретили поцелуи и объятия 13:09, Общество Письмо против Трампа подписали шесть экс-директоров ЦРУ 13:07, Политика Сотрудники Google заявили протест против разработки поисковика для Китая 13:04, Технологии и медиа Где в России торговать криптовалютами: в стране начнет работать Huobi 12:57, Крипто В Москве начали проверку из-за документов в заброшенном отделении полиции 12:38, Общество Как построить бизнес на оказании коммунальных услуг 12:34, РБК и Сбербанк Власти Таиланда заподозрили россиянина в мошенничестве на $22 млн 12:32, Общество МВД объяснило «вечное выдворение» из России главы преступного клана Таро 12:31, Общество Минтранс отказался от запрета на детские коляски в метро 12:19, Общество Рособрнадзор запретил прием в два негосударственных вуза 12:07, Общество Россия догонит Европу по обеспеченности жильем через 15 лет 12:04, Недвижимость Восстановится ли рынок: Binance запускает криптобиржу в Европе 11:53, Крипто Алена Владимирская — об офисном общении, small talk и личном пространстве 11:52, Партнерский материал Прогноз дня: рублевые активы вырастут в ожидании встречи Путина с Меркель 11:38, Quote В Германии 16 человек пострадали в ДТП с перевернувшимся автобусом 11:37, Общество В Вашингтоне раскрыли темы переговоров Патрушева и Болтона 11:26, Политика
Эксперты прогнозируют рост рекламного рынка в России на 1%
Экономика, 22 сен 2014, 01:05
0
Эксперты прогнозируют рост рекламного рынка в России на 1%
Компании в России продолжают экономить на рекламе: во втором полугодии доходы увеличатся на символический 1% лишь у радиовещателей и интернет-площадок, следует из обновленного прогноза агентства ZenithOptimedia, остальные сегменты ожидает падение. По итогам года весь рекламный рынок благодаря благополучному первому кварталу вырастет все на тот же скромный 1%.
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Интернет и радио устоят

Агентство ZenithOptimedia подготовило очередной прогноз развития рекламного рынка, кардинально пересмотрев свои оценки. Еще в апреле оно полагало, что затраты на рекламу в России увеличатся в 2014 году на 8,6%, до 355,8 млрд руб. без НДС. В июне речь шла уже о 6,6%, до 349,3 млрд руб. Теперь аналитики ZenithOptimedia рассчитывают лишь на 1,2%, до 331,7 млрд руб. По итогам всего года положительную динамику продемонстрируют только два медиа – радио и интернет.

В своих прогнозах ZenithOptimedia базируется в том числе на ранее озвученных оценках Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). По ее версии, в первом полугодии весь рекламный рынок вырос на 6%, до 164–165 млрд руб. Тогда сокращение доходов было зафиксировано лишь в трех сегментах – прессе, кинотеатрах и indoor (реклама внутри помещений), а наружная реклама показала нулевой прирост.

Такие позитивные результаты за шесть месяцев получились прежде всего благодаря благополучному первому кварталу, когда общие затраты на рекламу, по данным АКАР, выросли вообще на 9%, до 76,6–71,1 млрд руб. В феврале в Сочи прошла зимняя Олимпиада, что спровоцировало увеличение рекламной активности прежде всего партнеров Игр.

Если сопоставить оценки ассоциации за первый квартал и первое полугодие, то получится, что уже в апреле–июне отрицательная динамика наблюдалась не только в упомянутых медиа, но и в «наружке» и медийной (баннерной) интернет-рекламе. А на ТВ, ключевом в России рекламоносителе, прирост составил всего 1%, несмотря на проходивший в июне чемпионат мира по футболу.

Отчетность публичных медиакомпаний подтверждает ухудшение ситуации во втором квартале. Рекламная выручка телевизионного холдинга «СТС Медиа» (СТС, «Домашний» и «Перец») в январе–марте выросла на 12%, до 6,5 млрд руб., в апреле–июне – уже только на 1%, до 6,4 млрд руб. У «Яндекса» доход от баннерной рекламы в первом квартале увеличился на 16%, до 723 млн руб., во втором – снизился на 6%, до 775 млн руб. А Mail.Ru Group сообщала, что падение выручки от баннерной рекламы в апреле–июне у нее достигло 10%, до 1,2 млрд руб. У ИД «Пронто-Москва», выпускающего газету «Из рук в руки», в первом квартале выручка упала на 20%, до 467 млн руб., во втором – на 25%, до 546 млн руб.

Ожидаемое падение

Во втором полугодии ситуация усугубится, следует из сопоставления прогноза ZenithOptimedia и данных АКАР за январь–июнь. С июля по декабрь рекламные доходы, по версии аналитиков ZenithOptimedia, вырастут всего на 1% только у радиовещателей и благодаря контекстной рекламе у интернет-компаний. Доходы телеканалов в третьем и четвертом кварталах снизятся в целом на 4%, до 77,3–77,8 млрд руб., что по итогам всего года даст нулевой прирост.

Холдинг «СТС Медиа» в конце июля заявлял об ожидаемом росте всего телерекламного рынка в 2014 году «в пределах 5%». Больше никто таких оптимистичных оценок не озвучивал. Телевизионные сейлз-хаусы еще весной предупредили своих клиентов, что по итогам года расходы на телерекламу не вырастут или даже уменьшатся – возможно сокращение до 5%, ранее рассказывали РБК руководители нескольких телеканалов и рекламных холдингов.

«Удивительно, но пока массовых сокращений заявленных на четвертый квартал телевизионных бюджетов нет, хотя всем очевидно, что макроэкономическая ситуация ухудшается с каждым днем», – признается топ-менеджер сетевого агентства. Традиционно максимальный спрос на телерекламу приходится на октябрь–ноябрь, но в этом году основной упор был сделан на первый квартал, и снижение активности в четвертом квартале по сравнению с 2013 годом было ожидаемым, констатирует гендиректор «Квенди Русмедиааудит» Дмитрий Кураев. По его мнению, это следствие не только Олимпиады: рекламодатели, скорее всего, усилили свою активность в начале года, пока потребительский спрос еще не стал снижаться.

Нынешнюю ситуацию нельзя сравнить с 2008 годом. Тогда мировой финансовый и, как следствие, экономический кризис стал очевиден для всех только осенью, и в 2008 году российский рекламный рынок благодаря трем успешным кварталам вырос, по оценке АКАР, на 18%, до 257,2 млрд руб. Зато в 2009‑м он упал уже на 28%, до 186,4 млрд руб. В 2010-м возобновился рост – на 17%, до 218,6 млрд руб.

Осенью традиционно начинаются переговоры крупных рекламодателей и их агентств с телевизионными сейлз-хаусами по поводу годовых сделок на будущий год. Затем планируется активность уже в других медиа. Телереклама в следующем году, видимо, подорожает, но это будет связано прежде всего с ослаблением рубля, полагает Кураев.

Представители группы «Видео Интернешнл», сейлз-хауса «Газпром-Медиа» и агентства «Алькасар», продающих рекламу на всем эфирном ТВ, не ответили на запрос РБК.

Сергей Соболев