Лента новостей
Париж заявил о введении налога на «большую четверку» во главе с Google 12:51, Политика В Китае компания Pinduoduo сообщила о краже хакерами скидочных купонов 12:50, Бизнес Режиссер заявил об удалении с YouTube фильма «Праздник» про жизнь в ВОВ 12:16, Общество Гаджеты и приложения для экстремальных путешествий 11:44, РБК и «Ингосстрах» На Украине смертность превысила рождаемость почти в два раза 11:38, Общество Эксперты предсказали падение темпов роста ВВП Китая до минимума за 28 лет 11:29, Экономика В Лаосе в параде приняли участие российские танки Т-72 11:11, Политика В Японии скончался старейший мужчина планеты 11:03, Общество Близкие в меня не верят: успешный IT-бизнес в Ульяновске 11:00, РБК и «Билайн» Бизнес Появились фото прохода американского эсминца «Дональд Кук» в Черное море 10:46, Политика Умер кинодокументалист Рашид Давлетшин 10:16, Общество В гостях у сказки: 7 мест, куда можно съездить на выходных с детьми 09:45, РБК и Mitsubishi Outlander SANA сообщило о взрыве на окраине Дамаска 09:36, Политика СМИ узнали о передаче американского оружия сирийским курдам 09:13, Политика Два человека получили ножевые ранения в ходе драки в московском метро 08:38, Общество Саудовская Аравия и ОАЭ объявили о создании совместной криптовалюты 08:09, Финансы Зеленский признал получение доходов с активов в России 07:42, Политика Покорить Гималаи или сняться в кино: как решиться на самую смелую мечту 07:11, РБК и «Билайн» В Барнауле из-за аварии без отопления остались более 50 домов 07:07, Общество СМИ узнали о требовании Франции объединить Renault и Nissan 06:18, Бизнес У берегов Чили произошло землетрясение магнитудой 6,7 05:31, Общество Проигравший выборы в Конго кандидат объявил себя президентом страны 05:06, Политика Сирия снова обратилась в ООН из-за авиаударов коалиции 04:54, Политика Успеть за 180 секунд: как портативные дефибрилляторы спасают жизни 04:11, РБК и Philips МИД предупредил россиян об отмене более 1 тыс. авиарейсов в США 04:09, Общество Reuters узнал детали готовящейся торговой сделки США и Китая 03:42, Политика Число жертв взрыва на трубопроводе в Мексике возросло до 73 03:23, Общество Ракета Delta IV Heavy вывела на орбиту разведывательный спутник США 02:43, Технологии и медиа
Эксперты прогнозируют рост рекламного рынка в России на 1%
Экономика, 22 сен 2014, 01:05
0
Эксперты прогнозируют рост рекламного рынка в России на 1%
Компании в России продолжают экономить на рекламе: во втором полугодии доходы увеличатся на символический 1% лишь у радиовещателей и интернет-площадок, следует из обновленного прогноза агентства ZenithOptimedia, остальные сегменты ожидает падение. По итогам года весь рекламный рынок благодаря благополучному первому кварталу вырастет все на тот же скромный 1%.
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Интернет и радио устоят

Агентство ZenithOptimedia подготовило очередной прогноз развития рекламного рынка, кардинально пересмотрев свои оценки. Еще в апреле оно полагало, что затраты на рекламу в России увеличатся в 2014 году на 8,6%, до 355,8 млрд руб. без НДС. В июне речь шла уже о 6,6%, до 349,3 млрд руб. Теперь аналитики ZenithOptimedia рассчитывают лишь на 1,2%, до 331,7 млрд руб. По итогам всего года положительную динамику продемонстрируют только два медиа – радио и интернет.

В своих прогнозах ZenithOptimedia базируется в том числе на ранее озвученных оценках Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). По ее версии, в первом полугодии весь рекламный рынок вырос на 6%, до 164–165 млрд руб. Тогда сокращение доходов было зафиксировано лишь в трех сегментах – прессе, кинотеатрах и indoor (реклама внутри помещений), а наружная реклама показала нулевой прирост.

Такие позитивные результаты за шесть месяцев получились прежде всего благодаря благополучному первому кварталу, когда общие затраты на рекламу, по данным АКАР, выросли вообще на 9%, до 76,6–71,1 млрд руб. В феврале в Сочи прошла зимняя Олимпиада, что спровоцировало увеличение рекламной активности прежде всего партнеров Игр.

Если сопоставить оценки ассоциации за первый квартал и первое полугодие, то получится, что уже в апреле–июне отрицательная динамика наблюдалась не только в упомянутых медиа, но и в «наружке» и медийной (баннерной) интернет-рекламе. А на ТВ, ключевом в России рекламоносителе, прирост составил всего 1%, несмотря на проходивший в июне чемпионат мира по футболу.

Отчетность публичных медиакомпаний подтверждает ухудшение ситуации во втором квартале. Рекламная выручка телевизионного холдинга «СТС Медиа» (СТС, «Домашний» и «Перец») в январе–марте выросла на 12%, до 6,5 млрд руб., в апреле–июне – уже только на 1%, до 6,4 млрд руб. У «Яндекса» доход от баннерной рекламы в первом квартале увеличился на 16%, до 723 млн руб., во втором – снизился на 6%, до 775 млн руб. А Mail.Ru Group сообщала, что падение выручки от баннерной рекламы в апреле–июне у нее достигло 10%, до 1,2 млрд руб. У ИД «Пронто-Москва», выпускающего газету «Из рук в руки», в первом квартале выручка упала на 20%, до 467 млн руб., во втором – на 25%, до 546 млн руб.

Ожидаемое падение

Во втором полугодии ситуация усугубится, следует из сопоставления прогноза ZenithOptimedia и данных АКАР за январь–июнь. С июля по декабрь рекламные доходы, по версии аналитиков ZenithOptimedia, вырастут всего на 1% только у радиовещателей и благодаря контекстной рекламе у интернет-компаний. Доходы телеканалов в третьем и четвертом кварталах снизятся в целом на 4%, до 77,3–77,8 млрд руб., что по итогам всего года даст нулевой прирост.

Холдинг «СТС Медиа» в конце июля заявлял об ожидаемом росте всего телерекламного рынка в 2014 году «в пределах 5%». Больше никто таких оптимистичных оценок не озвучивал. Телевизионные сейлз-хаусы еще весной предупредили своих клиентов, что по итогам года расходы на телерекламу не вырастут или даже уменьшатся – возможно сокращение до 5%, ранее рассказывали РБК руководители нескольких телеканалов и рекламных холдингов.

«Удивительно, но пока массовых сокращений заявленных на четвертый квартал телевизионных бюджетов нет, хотя всем очевидно, что макроэкономическая ситуация ухудшается с каждым днем», – признается топ-менеджер сетевого агентства. Традиционно максимальный спрос на телерекламу приходится на октябрь–ноябрь, но в этом году основной упор был сделан на первый квартал, и снижение активности в четвертом квартале по сравнению с 2013 годом было ожидаемым, констатирует гендиректор «Квенди Русмедиааудит» Дмитрий Кураев. По его мнению, это следствие не только Олимпиады: рекламодатели, скорее всего, усилили свою активность в начале года, пока потребительский спрос еще не стал снижаться.

Нынешнюю ситуацию нельзя сравнить с 2008 годом. Тогда мировой финансовый и, как следствие, экономический кризис стал очевиден для всех только осенью, и в 2008 году российский рекламный рынок благодаря трем успешным кварталам вырос, по оценке АКАР, на 18%, до 257,2 млрд руб. Зато в 2009‑м он упал уже на 28%, до 186,4 млрд руб. В 2010-м возобновился рост – на 17%, до 218,6 млрд руб.

Осенью традиционно начинаются переговоры крупных рекламодателей и их агентств с телевизионными сейлз-хаусами по поводу годовых сделок на будущий год. Затем планируется активность уже в других медиа. Телереклама в следующем году, видимо, подорожает, но это будет связано прежде всего с ослаблением рубля, полагает Кураев.

Представители группы «Видео Интернешнл», сейлз-хауса «Газпром-Медиа» и агентства «Алькасар», продающих рекламу на всем эфирном ТВ, не ответили на запрос РБК.

Сергей Соболев